К кому уплывет Азовское море?

В связи с присоединением Крыма к РФ возникает и ситуация необходимости передела Азовского моря. По просьбе ИАА «ПортНьюс» ее проанализировали эксперты в области международного права.

В настоящее время между РФ и Украиной заключен ряд двусторонних договоров, предметом регулирования которых являются вопросы, составляющие правовые основы двусторонних отношений в сфере морского транспорта.

К таким документам следует отнести:

1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о торговом судоходстве (Заключено в г. Киеве 08.02.1995).

2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о пунктах пропуска через государственную границу между Российской Федерацией и Украиной (Заключено в г. Киеве 08.02.1995) Соглашение вступило в силу 11.03.1995.

3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о внесении изменения в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о пунктах пропуска через государственную границу между Российской Федерацией и Украиной от 8 февраля 1995 г. (Заключено в г. Москве 15.02.2011, 16.11.2011) Соглашение вступило в силу 18.12.2011.

4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве при осуществлении совместного контроля лиц, транспортных средств и товаров на российско-украинской государственной границе (Заключено в г. Донецке 18.10.2011)

5. Протокол между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о внесении изменения в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве при осуществлении совместного контроля лиц, транспортных средств и товаров на российско-украинской государственной границе от 18 октября 2011 года (Подписан в г. Москве 17.12.2013) - является неотъемлемой частью Соглашения.

6. Договор между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе (Подписан в г. Киеве 28.01.2003).

7. Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива (Подписан в г. Керчь 24.12.2003).

8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве в морском и авиационном поиске и спасании на Черном и Азовском морях (Заключено в г. Киеве 27.10.2010).

9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о мерах по обеспечению безопасности мореплавания в Азовском море и Керченском проливе (Заключено в г. Москве 20.03.2012).

10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве и взаимодействии в целях развития пунктов пропуска через российско-украинскую государственную границу (Заключено в г. Донецке 18.10.2011) Соглашение вступило в силу 18.06.2012.

11. Соглашение между Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством транспорта и связи Украины об организации международного прямого железнодорожно-паромного сообщения через порты Кавказ (Россия) и Крым (Украина) от 12.11.2004.

12. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о совместных действиях по организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив (Заключено в г. Москве 17.12.2013) Соглашение вступило в силу 11.02.2014.

13. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины Москва (Заключено в г. Москве 16.01.1997).

В соответствии с положениями статьи 5 Договора между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе от 28 декабря 2003 года статус Азовского моря и Керченского пролива является предметом дальнейших переговоров.

24 декабря 2003 года Президенты России и Украины на переговорах в Керчи подписали договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, в котором отмечается, что, Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами Российской Федерации и Украины, но Азовское море разграничивается по линии государственной границы, а урегулирование вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива является предметом дальнейших соглашений между Украиной и Российской Федерации. Договор обеспечивает «свободный проход торговых и военных судов двух стран через проливы, обеспечивает свободу мореходства судам обеих стран». Договор также фиксирует, что Азовское море является внутренним морем двух стран, и заход иностранных судов в него может быть только с согласия обеих сторон.

В документе также подчеркивается, что «урегулирование вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива, осуществляется по соглашению между сторонами». Ключевыми положениями Договора 2003 года являются следующие правовые условия:

- Торговые суда и военные корабли, а также другие государственные суда под флагом Российской Федерации или Украины, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства.

- Торговые суда под флагами третьих государств могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются в российский или украинский порт или возвращаются из него.

- Военные корабли и другие государственные суда третьих государств, эксплуатируемые в некоммерческих целях, могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются с визитом или деловым заходом в порт одной из Сторон по ее приглашению или разрешению, согласованному с другой Стороной.

- Российско-украинское сотрудничество, в том числе совместная деятельность в области судоходства, включая его регулирование и навигационно-гидрографическое обеспечение, рыболовства, защиты морской среды, экологической безопасности, а также поиска и спасания в Азовском море и Керченском проливе, обеспечивается как реализацией имеющихся соглашений, так и заключением, в соответствующих случаях, новых договоренностей.

К таким «новым договоренностям» относиться Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о мерах по обеспечению безопасности мореплавания в Азовском море и Керченском проливе 2012 года.

Данное Соглашение охватывает следующие вопросы:

- Признание национальных (не конвенционных) судовых документов в отношении российских и украинских судов, осуществляющих судоходство в акватории Азовского моря и Керченского пролива.

- Порядок осуществления портового контроля в отношении таких судов.

- Осуществление обмена АИС данными Азовского моря и Керченского пролива.

Однако вопрос делимитации границы в акватории Азовского моря и Керченского пролива до настоящего времени не решен.

В связи со вступлением Крыма в состав Российской Федерации, претензии России на Азовское море изменятся с предыдущих 50х50 на 8/10 в пользу Российской Федерации. При этом вопрос организации судоходства в Керченском проливе будет снят, а транзитный проход украинских судов и судов третьего флага в морские порты Украины станет предметом отдельных договоренностей между Россией и Украиной в будущем.

Группа экспертов, специально для ИАА «ПортНьюс».

25.03.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua