Журналисты рассказали о жизни на Байконуре

Байконыр - самый загадочный и недоступный город в Казахстане. Он известен всему миру как стартовая площадка космических кораблей. Но как живут его жители, не известно почти никому. Режимный объект - просто так сюда не приедешь

Корреспонденты газеты «Караван» побывали в этом закрытом режимном городке, чтобы посмотреть на запуск спутника Kazsat-3. Во время поездки выяснилось немало интересных подробностей о жизни города.

В холле гостиницы «Центральная» журналистам дали инструкции, как вести себя в городе, отметив, что «ни драгоценности, ни дорогую фотовидеоаппаратуру, ни подлинники (!) документов с собой брать нельзя».

Обслуживание в местных ресторанах - весьма посредственное, еда невкусная. Да и народ в кафе почти не сидит. Иностранцы, коих в Байконыре немало, хоть город и закрытый, предпочитают обедать в местных пиццериях

Людей на улице немного. Молодежь на скамеечках попивает пиво. Вообще, любителей горячительных напитков здесь можно встретить довольно часто: от самых бедных до тех, что ездят на джипах. Один такой агашка настойчиво пытался вызнать у журналистов, куда они держат путь, и явно нарывался на неприятности. Где-то это даже понятно - городок небольшой и закрытый, любой новый человек привлекает внимание и вызывает вопросы: зачем и к кому приехал?

Местная валюта - российский рубль. Тенге тоже принимаются к оплате, но на сдачу все равно принесут рубли.

Обслуживание в местных ресторанах - весьма посредственное, еда невкусная. Да и народ в кафе почти не сидит. Иностранцы, коих в Байконыре немало, хоть город и закрытый, предпочитают обедать в местных пиццериях.

Если люди семейные заняты бытом, то молодежи по вечерам заняться нечем. Рассказывают, что иногда залетные парнишки из Торетама и Акая, встретив в темное время суток одинокого прохожего, не оставят на нем ни кроссовок, ни куртки. Так что предупреждение о том, что ценные вещи на прогулку лучше не брать, было правильным.

«Байконыр - российский город. Здесь платят рублями. Школы, полиция, законы - тоже российские», - говорит таксист, который. как оказалось работает слесарем в одной гостинице. В свободное время таксует.

Позже, на обратном пути из Байконыра, в поезде журналистам повстречался еще один байконырец - казахстанец Андрей. Он рассказал, что окончил Байконырский филиал Московского авиационного института, работает инженером.

По его словам, допуска к засекреченным объектам для граждан Казахстана на Байконуре нет. Будь ты хоть семи пядей во лбу! Однако цену всем иностранным специалистам горожане и обслуживающий персонал узнали в июле прошлого года, когда упал «Протон»:

«Мы ехали на работу, когда машинист паровоза увидел пламя и зарево от взрыва. Все встали как вкопанные, никто не знал, что делать: то ли ехать дальше, то ли сдавать назад… А буквально через несколько минут увидели, как все начальство сваливало оттуда, с площадки № 81, на машинах. Никаких инструкций, никаких приказов никто не отдавал. Нас накрыло ядовитым облаком от гептила, даже сам Байконыр. Вечером горожане приняли привычный антидот всех времен и народов - водку… Но голов после падения «Протона» послетало немало», - рассказал Андрей.

Ущерб от аварии российской ракеты «Протон-М» составил, по примерным подсчетам, не менее 13 миллиардов тенге. По крайней мере, эта сумма была оговорена, в частности, во время подписания так называемой «Дорожной карты» по совместному использованию космодрома Байконур.

Этот же договор расписывает жизнь Байконыра на ближайшие три года - с 2014 по 2016 год. В частности, должны начать допуск казахстанских специалистов к документации и оборудованию на космодроме Байконур, содержащим государственную тайну России. Также уже в 2014 году должен быть определен порядок приема на работу казахстанских специалистов на предприятия комплекса «Байконур» по специальностям космического профиля. И один из самых болезненных пока вопросов - подготовка рекомендаций по количеству запусков ракет-носителей «Протон-М» начиная с 2016 года, с тем чтобы уменьшить экологическую нагрузку на окружающую среду.

Из социальных программ в 2015 году только намечается решить вопрос о применении административного законодательства Республики Казахстан в отношении казахстанских граждан на комплексе «Байконур». А в нынешнем 2014 году должны заработать школы с казахским языком обучения по образовательным стандартам Казахстана, необходимые госорганы, малый и средний бизнес. Но все это пока лишь добрые намерения.

Источник: Караван

4 мая 2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua