Железнодорожная война

В середине декабря в Мининфраструктуры на совещание пригласили не только руководство Госадминистрации железнодорожного транспорта, но и представителей бизнеса - пользователей железнодорожных услуг. И «порадовали»: грузоперевозки могут остановиться буквально завтра. Железной дороге не хватает денег на топливо и электроэнергию. Только горючего она закупает на 12 млн. грн. в сутки. Для покрытия дефицита ежедневно необходимо около 25 млн. грн. «Нас просили по возможности прокредитовать железную дорогу. Пока мы только отходим от шока, не думали, что ситуация настолько аховая», - делится впечатлением один из участников заседания.

Главным источником валютной выручки «Укрзализныце» всегда являлся транзит. Не так давно на его долю в доходах приходилось 30-40%, но за 11 месяцев 2014-го транзит уменьшился на 12,9% при сокращении грузоперевозок в целом на 11% (в финплан, утвержденный еще в июле, железная дорога заложила спад всего на 2%). Транзитом за январь-ноябрь 2014-го перевезено 26,65 млн. т, или 7,4% всего грузопотока. «Россия практически прекратила перевозки через нашу территорию», - констатирует сотрудник железнодорожного ведомства.

Промышленникам посоветовали готовиться к повышению тарифов. В ноябре «Укрзализныця» сообщила, что готовит их индексацию на 30% с 1 февраля 2015-го. Сегодня речь идет уже о возможных 50%. Обычно расценки росли на 10-15% в год, и даже эти цифры всегда вызывали жаркие дискуссии с монополистом.

При этом в промышленности спад продолжается более двух лет. Только с начала 2014-го он составил около 10%. Значит, уменьшается и объем перевозок. Внутренний грузооборот железных дорог за 11 месяцев нынешнего года упал на 19,2%, до 170 млн. т. «Рынок просто не сможет проглотить такой рост», - уверен глава Ассоциации международных экспедиторов Юрий Приходько. В «Укрзализныце» это понимают. «Возможно, будем вводить какой-то дифференцированный тариф. Ведь есть предприятия-экспортеры, которые получают валютную выручку», - делится один из топ-менеджеров администрации.

Отчасти сложное положение железной дороги обусловлено событиями на Донбассе. В 2013 году на Донецкую железную дорогу (ДЖД) приходилось 47% всей погрузки «Укрзализныце». По итогам 2014 года ожидается падение перевозок на 35%, сообщили в пресс-службе филиала. За январь-октябрь его убытки составили 460 млн. грн.

Основные грузы ДЖД были связаны с металлургией - это 46% общего объема перевозимого кокса, 37% черных металлов, 18% лома черных металлов, рассказал глава Федерации металлургов Сергей Беленький.

Не всем транспортникам так плохо на Донбассе. Компания «Лемтранс» (входит в Группу СКМ Рината Ахметова) за январь-сентябрь 2014-го перевезла 43,5 млн. т грузов, на 34,4% больше, чем годом ранее. «Это связано, во-первых, с существенным увеличением погрузки в первом полугодии 2014-го (на 63,5%), во-вторых, с закупкой подвижного состава», - объяснили в компании. С начала 2014-го она закупила 1268 грузовых вагонов и получила за первое полугодие прибыли больше, чем за весь 2013 год, - 159 млн. грн. при доходах в 2,6 млрд. (в 2013-м - 102 млн. прибыли и 3,9 млрд. дохода). Ситуация во второй половине года ухудшилась.

Куда катимся

forbes67.jpg

Чувствует ли себя «Лемтранс» на Донбассе лучше, чем сама Донецкая железная дорога? «Чувствует, сепаратисты вагоны Ахметова не заберут, а любые другие экспроприируют», - уверен один из участников транспортного рынка.

«Основные сложности для компании сегодня - это разрушенная или заблокированная инфраструктура», - отмечают в «Лемтрансе».

Недавно «Укрзализныця» заявила, что может прекратить обслуживание грузовых поездов в зоне, неподконтрольной Украине. Это очень не понравилось промышленникам. «Если ДЖД прекратит работу, остановятся полностью либо существенно снизят производство Енакиевский, Алчевский меткомбинаты, Харцызский трубный завод, «Азовсталь», ММК имени Ильича», - заявил Беленький. Почти все указанные предприятия входят в группу «Метинвест» Ахметова и Новинского. Исключение - Алчевский комбинат, принадлежащий ИСД Сергея Таруты.

Несмотря на наличие большого количества собственных вагонов (только в парке «Лемтранса» их 17 000), крупный бизнес не сможет возить грузы самостоятельно. «Укрзализныця» обеспечивает подачу локомотивов, обслуживание колейной инфраструктуры, энергоснабжение, диспетчеризацию.

Не исключено, что заявление об остановке ДЖД - лишь способ давления на бизнес, функционирующий на Донбассе. Он ведь до сих пор остается основным поставщиком валютной выручки в страну.

Екатерина Гребеник

12.01.2015 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua