Из-за чего падает промышленное производство

В августе объем промышленного производства сократился на 5,4% по сравнению с таким же месяцем 2012 г. Об этом сообщил Госкомстат.

Формально падение в промышленности вновь усилилось – на 0,5 процентного пункта по сравнению с июлем. Но в прошлом августе было 22 рабочих дня, в нынешнем – 21. Меньшее количество рабочих дней добавило к уровню падения промпроизводства около 1 процентного пункта, говорит руководитель аналитического отдела SP Advisors Виталий Ваврищук. То есть в целом динамика работы промышленности остается относительно стабильной.

Сложная ситуация в химической отрасли, где в августе падение достигло 25% год к году (в июле – 18,8%). Производство аммиака, к примеру, «обвалилось» на 26,4%. Причины – низкий спрос на внешних рынках и природный фактор – на внутреннем.

«Из-за быстрой весны и неудобных для агротехнологий дождей в мае и в начале лета агротехнический сезон в Украине сдвинулся по разным регионам страны на 2-4 недели позже. В итоге низкий спрос на химические удобрения, который обычно мы наблюдаем в июле, теперь мы увидели в августе. Сентябрьские дожди еще ухудшили ситуацию, так что рост спроса, который должен был прийтись на сентябрь, начнется в октябре», – объясняет руководитель компании «Инфоиндустрия», эксперт по химической отрасли Дмитрий Гордейчук.

Продолжается падение и в машиностроении. «Российские транспортные компании серьезно сокращают покупку грузовых вагонов, в том числе украинских», – подчеркивает руководитель аналитического отдела ИК Concorde Capital Александр Паращий. В результате в августе украинские вагоностроительные заводы сократили выпуск продукции более чем вдвое (-55%). К примеру, производство на Крюковском вагоностроительном заводе (КВСЗ) уменьшилось на 48% год к году, в целом с начала года – на 34%. Это – худший показатель с ноября 2011-го, говорится в аналитической записке Concorde Capital.

Автомобилестроение за месяц упало на четверть, с начала года – на 19,8%. Несмотря на введение импортных пошлин на авто, по результатам восьми месяцев года корпорация «Богдан Моторс» сократила производство вдвое (показатели августа по сравнению с июльскими остались без изменений). Но винить они могут только себя: согласно данным Concorde Capital, падение спроса на автомобили в Украине за этот период – лишь 4%. «Это подтверждает, что нынешний ассортимент продукции компании – не конкурентоспособен», – отмечают в инвесткомпании.

Металлургия, после небольшого роста в июле на 1,6% (впервые за три года), в августе вновь немного «упала» – на 2,4%. Но падение производства наблюдалось лишь по горячекатаному прокату (кроме нержавеющей стали) – на 35,7%. Выпуск других основных групп металлургических товаров вырос – чугуна на 10% (год к году), стали – на 5,7%, полуфабрикатов – на 0,6% (год к году) и т.д.

В сентябре ситуация в промышленности может ухудшиться.

Во-первых, из-за проблем с российской таможней. «Они отразятся на статистике с задержкой – ведь из-за «торговой войны» первым делом произошло не сокращение производства, а перезаключение экспортных контрактов на будущие поставки», – объясняет Паращий. «Объемы производства у нас не упали, но существующие задержки негативно влияют на наших российских клиентов, на их финансовые показатели и на их желание продолжать работать с нами», – говорит глава киевского представительства «АрселорМиттал Кривой Рог» Владимир Ткаченко.

Во-вторых, из-за кризиса в химической отрасли. С начала сентября плохая ценовая ситуация на внешних рынках привела к остановке уже нескольких предприятий Group DF Дмитрия Фирташа и к сокращению на 50% объемов производства на государственном Одесском припортовом заводе.

Еще одна отрасль, которая может «подвести» промышленность – металлургия, где наблюдается необычное, как для сентября, ухудшение конъюнктуры. «Причина: после роста процентных ставок по ипотечным кредитам в США в июле-августе там началось резкое замедление на рынке недвижимости – крупном потребителе арматуры. И хотя прямого отношения к украинским производителям не имеет, ухудшение спроса повлияло на турецких экспортеров, которые задают тон на рынке Ближнего Востока», – подчеркивает аналитик по металлургии Concorde Capital Роман Тополюк.

Но к концу месяца ситуация может выровняться, добавляет он: «Базовые индикаторы в Китае и США – к примеру, рост продаж новых автомобилей – показывают, что рост цен на металлопродукцию все же может возобновиться».

Дарья Марчак

18 сентября 2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua