История успеха Volvo. Викинг в стальной шкуре

Основатели торговой марки Volvo Ассар Габриэльсон и Густав Ларсон говорили: «Автомобилями управляют люди, поэтому главный принцип, который заложен и всегда будет лежать в основе всего, что мы делаем на Volvo, - это безопасность»

Мечта за кружкой пива

В 1891 г. в Швеции родился Ассар Габриелссон - один из двух основателей Volvo. С юности Ассар отличался способностями к восприятию информации и обучению. Окончив Стокгольмскую школу экономики, он работал в офисе шведского парламента, а затем перешел в компанию SKF, которая занималась производством подшипников. В SKF Габриелссон быстро поднялся по служебной лестнице, и в середине 20-х годов был назначен директором по продажам, тогда у него и появилась идея создания шведских автомобилей.

Импортируемые американские автомобили, которые составляли большую часть автопарка страны, не были рассчитаны на извилистые и неровные дороги Швеции. Подвеска этих машин не выдерживала местных дорожных условий, и автомобиль служил недолго. Работая в компании SKF, Ассар Габриелссон неоднократно отмечал, что шведские шарикоподшипники и комплектующие были дешевле и качественней в сравнении с импортными.

Густаф Ларсон - второй основатель «Вольво», также на протяжении нескольких лет работал в компании SKF, и будучи образованным и талантливым инженером, тоже раздумывал о создании шведского автомобилестроения. Мечта обоих приятелей начала воплощаться в жизнь после того, как однажды они встретились за кружкой пива.

Так, 25 июля 1924 г. в стокгольмском ресторане Sturehof в день, который в шведском календаре называется днем Якоба, Ассар Габриелссон и Густаф Ларсон решили создать компанию под названием Volvo (в переводе с латыни «volvo» означает «вращаю» или «я качусь»).

В 1926 г. Габриелссон оставляет SKF, но привлекает компанию в качестве одного из акционеров будущего автопроизводителя (вклад SKF составил 200 тыс. шведских крон, для сравнения, новая легковушка Volvo стоила 4800 крон). Компания SKF также выступила гарантом производства первой тысячи серийных автомобилей: 500 единиц с откидным верхом и 500 - с жестким.

Логотипом для нового автомобиля стало символическое изображением стали, поскольку машины создаются исключительно из шведской стали. «Символ железа» или «символ Марса» был размещен в центре решетки радиатора на первом пассажирском легковом автомобиле Volvo, а позже на всех грузовых и легковых автомобилях компании.

Рождение шведского автопрома

Густав Ларсон, взяв на себя технические и кадровые вопросы, стал разработчиком первой серийной модели концерна, увидевшей свет 14 апреля 1927 г. Его партнер Габриелссон потратил практически все свои сбережения для финансирования пробной серии 10 пассажирских легковых автомобилей.

Первая серийная модель представляла собой автомобиль с открытым верхом и двигателем V4, при создании которого использовалось максимальное число комплектующих шведского производства. Volvo ÖV4, или как его еще называли - Jacob, имел приличные для тех времен технические характеристики: мощность мотора 28 лошадиных сил и максимальную скорость 90 км/ч.

Новый автомобиль с кузовом фаэтон стоил 4800 крон, немного позднее был представлен седан PV4 за 5800 крон. По планам завод должен был выпустить 500 автомобилей каждой модели, однако, вопреки ожиданиям, шведские покупатели не спешили покупать новые автомобили, в итоге за первый год удалось продать лишь 297 автомобилей.

Однако основатели компании не отчаивались и выпустили в свет очередную новинку - доработанную версию PV4, получившую название Volvo Special. У новинки был более длинный капот, тонкие передние стойки и прямоугольное заднее окно. Этот автомобиль был оснащен бамперами - по тем временам новинка в комплектации авто.

Лишь спустя два года компания получила первую прибыль - в 1929 г. было продано 1383 автомобиля. В том же году в Volvo произошло важное событие - автомобили начали оснащать не 4-х, а 6-циллиндровыми двигателями. Первой моделью, под капотом которой стоял V6, стал PV651, пользовавшийся большим спросом.

Годом ранее с конвейера завода сошел первый 1,5-тонный грузовик Volvo, модель Series 1 ставший первым в Швеции грузовиком с приводом через карданный вал, пневматическими шинами и полностью закрытой кабиной водителя.

С созданием собственного грузового автомобиля Volvo начала воплощать в жизнь планы выхода на внешние рынки. Уже в 1928 г. в Финляндии, в городе Хельсинки открылась компания Оу Volvo Auto ВА, занимавшаяся продажей и сервисом автомобилей Volvo.

Набирая обороты

В 1935 г. появилась модель PV36 - «обтекаемый автомобиль», произведший настоящий фурор. Его более дешевая версия PV51 стала первой народной шведской машиной.

Также 30-е годы стали для Volvo периодом совершенствования и расширения семейства грузовиков, и к концу десятилетия грузовики серий LV180, LV190 и LV290 с моторами мощностью 90-130 л. с. уже могли перевозить 10 т, а весили с грузом всего 13-15 т.

После начала войны в Европе нейтралитет Швеции позволил Volvo продолжать спокойно и плодотворно трудиться. С конвейеров фирмы сходили 24 серии гражданских грузовиков - от 1,5-тонной модели LV101 до 8-тонных грузовиков с моторами мощностью до 140 л. с.

В арсенале Volvo имелись и более серьезные разработки: военные варианты стандартных грузовиков, специальные армейские машины 6×6, полугусеничные тягачи, джипы, бронеавтомобили и даже легкие танки.

В 1940-х годах темпы развития концерна существенно сократились из-за послевоенного экономического спада. Однако довоенная модель Volvo PV44 лидировала в Швеции по числу продаж вплоть до 1953 года, а также стала базой последующих «хитов» - PV 444 и PV 544, в которых воплотилось невиданное до этого сочетание европейского размера и американского стиля.

Вторая мировая война помешала продаже этих моделей в Европе, но мощные рекламные кампании принесли фирме известность в Европе и Америке. Презентация первого массового автомобиля Volvo PV 444 состоялась в 1944 г. на знаменитой выставке Volvo в Королевском теннисном зале в Стокгольме, также там был представлен PV60 - первый автобус с дизельным двигателем.

Покорители мировых автомагистралей

Пятидесятые годы были отмечены огромным вкладом компании в развитие направления грузовых автомобилей. Бензиновые двигатели и первые предкамерные дизельные двигатели были вытеснены более совершенными дизельными двигателями с прямым впрыском топлива. Создание мощных и совершенных двигателей определило появление более тяжелых и длинных автопоездов.

Одним из самых знаменитых грузовых автомобилей Volvo того времени был Titan, выпущенный в 1951 году. Ему досталась роль первопроходца, так как в 1954 году Titan стал одним из первых в мире грузовиков, оснащенных двигателем с турбонаддувом.

Начиная с 50-х годов компания активно развивалась, модернизируя кабины, увеличивая тоннажность, уменьшая нагрузки на ось седельных тягачей. Также в 1953 г. состоялась презентация первого настоящего универсала Volvo - Duett, ознаменовавшего начало развития направления авто семейного типа.

В это же десятилетие компания смогла еще дважды удивить автолюбителей: вначале выпустив шикарный спортивный Volvo Sport, а затем предоставив на все свои машины пятилетнюю гарантию. Именно Volvo стала первой в мире компанией, установившей трехточечный ремень безопасности в серийно выпускаемые авто, благодаря которому удалось сохранить миллионы жизней.

Позже компания Volvo первой установит на свои авто лазерную систему автоматического торможения City Safety для предупреждения столкновений при движении в городе.

В шестидесятые годы грузовики наконец-то были признаны главным средством грузоперевозок. Volvo создала специальную группу разработчиков, задачей которых было повысить безопасность и улучшить эргономические характеристики грузовиков.

1960-е годы были для Volvo успешными. В 1966 г. выпущен Volvo 144 - самый безопасный автомобиль мира, получивший в скандинавских странах титул «Автомобиль года».

Новые приоритеты

Вслед за Европой корпорация Volvo покорила и американский рынок. В 1981 г. она взяла под контроль крупную американскую компанию White и принадлежавшую ей фирму Autocar, а с 1986 года начала совместную работу с грузовым отделением концерна General Motors.

Официально включив его в состав Volvo, в январе 1988 года в США была образована новая компания Volvo-GM Heavy Truck Corporation, в течение последующих семи лет выпускавшая автомобили марки White GMC. Все они были комбинацией американских шасси White, GMC и Autocar с агрегатами и новыми обтекаемыми кабинами Volvo.

Основной легковой новинкой 1980-х годов стала эксклюзивная Volvo 760, которая в плане технического оснащения, дизайна и уровня безопасности значительно обошла всех своих конкурентов. Не меньшим успехом пользовалась и последовавшая за ней модель Volvo 780.

В 1990-х годах вышли сразу несколько новинок 900-й серии, сразу же ставшие популярными. Модель S40/V40, дебют которой состоялся в 1995 г., стала плодом сотрудничества Volvo с Mitsubishi, а презентованная годом позже С70 была разработана совместно с TWR.

Однако, несмотря на очевидные успехи корпорации, в 1999 г. на внеочередном собрании акционеров принимается решение о продаже Volvo Car Corporation компании Ford Motor Company. Корпорация была продана за 50 млрд. шведских крон (около $6 млрд.). Volvo отошла к компании Ford, сохранив за собой право на использование бренда применительно ко всем направлениям деятельности, кроме производства автомобилей.

В 2000 г. было подписано соглашение между компаниями «Вольво» и «Рено» о создании единой компании по выпуску грузовых транспортных средств. В 2001 г. модель Volvo S60 была признана самой безопасной в мире. Позже, в 2010 г. компания Volvo была продана представителю китайского автопрома концерну Geely.

Автомобили Volvo, а также двигатели различного назначения, разнообразная сельскохозяйственная, лесная и бытовая техника продаются и обслуживаются более чем в 130 странах мира через сеть, насчитывающую свыше 700 дилеров и 1500 авторизованных сервисных центров. Более 95% выпускаемых Volvo грузовых автомобилей - крупнотоннажные грузоподъемностью более 16 тонн. Компания занимает второе место среди мировых производителей тяжелых грузовиков.

Олег Лялюшко

19 июля 2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2025

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua