Подписание в Минске соглашений на уровне трехсторонней контактной группы стимулировало украинские власти заговорить о возможных вариантах помощи разрушенному Донбассу. 21 сентября президент Петр Порошенко в телеинтервью апеллировал к полномочиям нового спецфонда. «Это является целью моих поездок - подготовка донорской конференции по созданию специального фонда. В том числе там будут средства из спецфонда украинского бюджета на восстановление инфраструктуры Донбасса. Нигде нам не отказали. Речь идет о десятках миллиардов грн.», - отметил президент в интервью журналистам.
Неделю спустя, 27 сентября, министр торговли США Пенни Прицкер сообщила, что «США взяли на себя большие финансовые обязательства по инвестициям на восстановление инфраструктуры Донбасса». По ее словам, этот вопрос обсуждался во время встречи с президентом Петром Порошенко. «Америка взяла на себя очень большие финансовые обязательства, включая $1 млрд. кредита», - сказала Прицкер, добавив, что на прошлой неделе Украине уже были предоставлены $53 млн.
По заверениям президента Порошенко, финансироваться будут только те территории, где уже установился мир, и которые подконтрольны украинской власти: «Украинский бюджет финансирует территории, которые возвращены под украинский флаг. Есть флаг - есть спецфонд», - уверял президент журналистов. Несколько ранее создать аналогичный спецфонд в бюджете было поручено Министерству финансов, о чем премьер-министр Арсений Яценюк сообщил 17 сентября на заседании Кабмина.
Пока что основным ведомствам, ответственным за жизнеобеспечение пострадавших регионов, остается только со всей возможной скрупулезностью подсчитывать убытки. Так, в «Укравтодоре» корреспонденту Forbes сообщили, что в начале каждой недели обновляют данные, которые становятся все более неутешительными.
Трудности подсчета ущерба связаны, во-первых, с тем, что специалисты как «Укравтодора», так и «Укрзалізниці» не имеют доступа к территориям, на которых происходят разрушения. А во-вторых - с тем, что деструктивная деятельность боевиков продолжается. «Мы подводим итог статистики ущерба за неделю не в пятницу, а уже после выходных, поскольку, как правило, в субботу-воскресенье обязательно что-нибудь взорвут», - сокрушается пресс-секретарь «Укравтодора» Марина Чабанова.
Согласно данным Госагентства автомобильных дорог, по состоянию на 29 сентября ориентировочная стоимость восстановительных работ по мостам и дорогам составляла 777 млн. грн. в Донецкой области и 1,45 млрд. грн. - в Луганской. «Но это речь идет только о дорогах общего значения, поскольку коммунальные дороги - те, которые в городах и селах - находятся в компетенции не «Укравтодора», а местных властей», - обращает внимание Чабанова.
Всего по объектам, находящимся в ведении «Укравтодора», разрушено 250,5 км автодорог и 13 искусственных сооружений (сюда относятся мосты, эстакады, путепроводы и пр.) общей протяженностью 842 м в Донецкой области, 711,5 км дорог и 17 искусственных сооружений протяженностью свыше 1800 м - в Луганской.
Если сравнивать эти показатели со статистикой недельной давности (на 22 сентября), то увеличение ущерба составило 22 млн. грн. за счет зафиксированного разрушения еще одного моста длиной 91 м, на автодороге Енакиево - Харцизск. «К сожалению, оценить степень разрушения той или иной дороги либо сооружения мы чаще всего можем только по фотографиям. Все это еще потребует тщательной оценки», - говорят в «Укравтодоре».
В железнодорожном хозяйстве больше всего пострадали пути. По данным пресс-службы госадминистрации ж/д транспорта, общее количество поврежденных объектов тут - 800, из которых восстановлено пока что меньше половины - 376. Из них путей - 248 и 84 объекта соответственно.
Восстановление путевого хозяйства оценивается в 335,5 млн. грн. Основную часть этой суммы «Укрзалізниця» рассчитывает получить из госбюджета. Еще треть ущерба приходится на службу электрификации и электроснабжения (154 не восстановленных объекта). Также пострадали объекты связи, строительно-монтажных работ, пассажирского, локомотивного и вагонного хозяйства, службы пригородных перевозок и коммерческого хозяйства.
Всего железная дорога оценила объем потенциальных восстановительных работ в 896 млн. грн., из которых «Укрзалізниця» готова покрыть собственными средствами почти 550 млн. «Везде, где территории освобождались и мы получали доступ к разрушенным объектам, железная дорога сразу же проводила работы для устранения повреждений. Но целью было возобновление движения по самым приоритетным участкам, иногда в ущерб другим, менее значимым», - объясняют в пресс-службе ведомства.
Согласно статистике, предоставленной Forbes пресс-службой «Укрзалізниці», за период с 5 по 26 сентября количество разрушенных объектов возросло почти вдвое - с 461 до 800. При этом ориентировочное увеличение ущерба ведомство пока оценило в 18 млн. грн.
Также главной проблемой восстановительных работ и оценки ущерба железнодорожники называют отсутствие доступа на территории, подконтрольные представителям ДНР и ЛНР. «В оценке ущерба не учтены те объекты, где требуется экспертная оценка, и к которым нет доступа. Поэтому стоимость восстановительных работ будет уточняться», - отмечают в «Укрзалізниці».
Наиболее дорогостоящей статьей расходов в транспорте будут аэропорты. Воздушные ворота Донецка и Луганска полностью разрушены - это можно определить и без экспертной оценки. Необходимый для строительства новых зданий аэровокзалов и взлетных полос объем инвестиций будет исчисляться десятками миллиардов грн. Напомним, реконструкция только одного Донецкого аэропорта накануне футбольного чемпионата Евро-2012 обошлась бюджету в 4,5 млрд. грн.
Екатерина Гребеник
30.09.2014 г.