Японские авиакомпании подчинились Китаю

КНР выиграла раунд в территориальном споре с Токио. Японские самолеты, пролетая через зону ПВО, введенную китайцами в одностороннем порядке, начали оповещать их о своих планах. Авиалинии объясняют уступку заботой о безопасности пассажиров. Токио обвинил Пекин в преднамеренном нагнетании напряженности. США заявляют о глубоком беспокойстве, но не высказываются о том, кому же принадлежат спорные острова.

Как уже сообщала «НГ» (номер от 25.11.13), Китай объявил в субботу о создании опознавательной зоны ПВО в Восточно-Китайском море. В эту обширную зону входят и острова Сенкаку (Дяоюйдао), на которые претендуют Япония и Китай. В сообщении Министерства обороны КНР говорилось, что все летательные аппараты должны, в частности, предоставлять китайским авиадиспетчерам план полета, поддерживать с ними двустороннюю радиосвязь.

Токио категорически отверг односторонний шаг Пекина, а в США официальные лица и комментаторы назвали его опасным приемом силового давления в международной политике. Однако этот прием уже принес Китаю определенные преимущества в споре. Japan Airlines, самый известный за пределами страны японский авиаперевозчик, сообщил, что действует в соответствии с условиями, поставленными Пекином. Другая компания - All Nippon Airways (ANA) - и ее дочернее предприятие Peach Aviation объявили, что поступают таким же образом.

Обе авиалинии объявили, что предоставляют планы полетов китайским властям. При этом они оправдывают свое решение ссылками на заботу о безопасности пассажиров. Комментируя ситуацию, агентство Bloomberg отмечает, что может случиться инцидент, подобный тому, что произошел в 1983 году. Тогда южнокорейский лайнер непреднамеренно залетел в воздушное пространство Советского Союза и был сбит.

«Допустим, китайцы не одержимы манией нажать на курок. Все равно есть основания для тревоги за полеты по регулярным маршрутам», - говорит Ралф Коста, президент Тихоокеанского форума CSIS, который имеет центр на Гавайских островах.

Правила, установленные Китаем, затрагивают маршруты гражданских лайнеров, направляющихся из Японии на Тайвань, в Гонконг и страны Юго-Восточной Азии. То есть речь идет о перевозках большого количества пассажиров. Японские самолеты передают китайцам такую же информацию, какую передают, пролетая над другими иностранными государствами. По существу, это можно толковать как косвенное признание притязаний Китая на спорные клочки суши в море.

Японское правительство попыталось убедить авиакомпании, что они не обязаны подчиняться правилам, установленным Китаем. Более того, премьер-министр Синдзо Абэ заявил, что эти правила не могут быть реализованы. И они опасны. «Эти меры могут нарушить свободу передвижения в международном воздушном пространстве. Мы требуем, чтобы Китай их отменил», - заявил Абэ.

Жесткая линия Китая в территориальных спорах с рядом соседних стран позволила главе японского правительства добиваться от законодателей согласия на укрепление вооруженных сил и увеличение оборонных расходов. New York Times назвала этот курс Абэ националистическим и вызывающим беспокойство. Тем не менее официально Вашингтон встал на сторону своего союзника и осудил введение зоны ПВО Китаем. С другой стороны, США не высказываются о том, кому же по праву принадлежат острова Сенкаку (Дояоюйдао). Отсюда можно сделать вывод, что желания ввязываться в войну из-за них у американцев нет.

Владимир Скосырев

27.11.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua