Япония нарастила дефицит

Япония зафиксировала крупнейший в своей истории дефицит торгового баланса. Причиной послужил отказ Токио от ядерной энергетики и, как следствие, рост потребления углеводородов. Для России это может открыть новые возможности на рынке АТР, однако надеяться на быстрый рост поставок углеводородов в Страну восходящего солнца пока рано.

Япония зафиксировала крупнейший в своей истории дефицит торгового баланса. За 2013 финансовый год (в Японии финансовый год начинается с 1 апреля) дефицит внешней торговли Страны восходящего солнца составил 13,75 трлн иен (более $134 млрд.). Экспорт по сравнению с прошлым годом вырос на 10,8% и достиг 70,86 трлн иен (более $691 млрд.). Импорт также увеличился - на 17,3% - и составил 84,61 трлн иен ($825 млрд.). Зарегистрированный дефицит внешней торговли стал самым крупным с 1979 года, когда в Японии стали вести такую статистику по принятым сейчас правилам.

Это уже третий год подряд, когда в ценовом выражении импорт превышает японский экспорт.

С 2012 года дефицит торгового баланса вырос на 65,3%, составив 6,94 трлн иен ($83,6 млрд.). В 2011 году дефицит был еще меньше - 2,56 трлн иен.

«Растущий дефицит торгового баланса в первую очередь связан с ростом потребностей энергетики страны. Япония вынуждена импортировать много энергоносителей, в частности нефть и сжиженный газ, - говорит «Газате.Ru» аналитик «Открытие-Брокера» Андрей Кочетков. - Причиной тому является остановка всех ядерных реакторов на территории Японии после аварии на «Фукусиме-1».

После произошедшего 11 марта 2011 года землетрясения и мощного цунами, разрушившего несколько энергоблоков на АЭС «Фукусима-1» и вызвавшего радиационную катастрофу, до 16 сентября 2013 года все атомные реакторы в Японии были закрыты. Теперь Япония полностью зависит от импорта газа и нефти. На минеральное топливо в 2013 году пришлось 33,8% всего импорта Японии. В прошлом году импорт в Страну восходящего солнца составил 81,26 трлн иен ($800,45 млрд.), из них закупка энергоресурсов обошлась в 27,44 трлн иен ($270,3 млрд.).

Увеличивающийся импорт энергоносителей может сорвать планы японского правительства по выводу страны из затянувшейся на несколько десятилетий дефляции.

«Несмотря на то что экспорт из страны стал более привлекательным из-за дешевой иены, импорт природных ресурсов, который составляет 98% потребления, стал более дорогим. Это, в свою очередь, негативно сказывается на местных производителях», - отмечает Кочетков.

Именно на повышение конкурентоспособности японских товаров на мировых рынках направлены усилия Токио. Одним из направлений финансово-экономической политики, проводимой с осени прошлого года кабинетом министров во главе с Синдзо Абэ, является борьба с дефляцией, из которой Япония не может выбраться на протяжении многих лет. Сейчас главная задача, которая стоит перед властями, - добиться инфляции в пределах 2%. Власти страны включили печатный станок, проводят политику бюджетного стимулирования. Также они намерены предпринять меры по реструктурированию экономики - увеличить производительность труда и занятость.

«Обесценивание иены пока не дает необходимых импульсов для экспорта, - отметил в беседе с «Газетой.Ru» главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик - Стоимость импорта растет, а для того, чтобы запустить рост экспорта, японской экономике понадобятся новые стимулы».

Прогнозируемый рост японской экономики еще больше увеличит импорт углеводородов, в том числе и из России, отмечают эксперты. «Ситуация вокруг японских АЭС остается очень сложной. Общественное мнение против запуска ранее работавших электростанций, поэтому правительство Абэ вряд ли в ближайшее время сможет вновь запустить реакторы, - сказала «Газете.Ru» научный сотрудник центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Дарья Сенина. - Поэтому сегодня японское правительство ищет постоянные каналы поставок углеводородов, в том числе и в России, где японские инвесторы работают на проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

Основными инвесторами проекта «Сахалин-1» на шельфе острова выступают оператор проекта ExxonMobil, владеющая 30%, «Роснефть» и индийская ONGC которым принадлежит по 20%, еще 30% владеет японский консорциум SODECO. В рамках проекта «Сахалин-2» 50% плюс одна акция принадлежит «Газпрому», 27,5% - Royal Dutch Shell, а японские Mitsui и Mitsubishi владеют 12,5 и 10% акций соответственно. Уже сейчас в портфеле закупок Японии сахалинский газ с проекта «Газпрома» составляет около 8%.

Однако говорить о дальнейшем энергетическом сотрудничестве России и Японии пока сложно. «В долгосрочной перспективе японцы делают ставку на будущие поставки американского сланцевого газа, - отмечает Сенина. - А внешнеполитическая ситуация вокруг Крыма не добавляет уверенности японским инвесторам, которые не хотят вступать в конфликт с североамериканскими партнерами. Поэтому будущее совместных энергетических проектов России и Японии остается под вопросом».

Александр Орлов

23.04.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua