«Ядерная война» ТВЭЛа

В Украине российские СМИ последние полгода стали притчей во языцех. В этот раз они стали осваивать и сугубо инженерно-техническую сферу, а именно - использование ядерного топлива различных производителей на украинских АЭС.

Особо актуальной эта тема стала весной. Тогда украинские СМИ сообщили о начале переговоров между НАЭК «Энергоатом» и американской компанией «Westinghouse» о продлении нынешнего, действующего до 2015 года, контракта еще на пять лет. В ответ Россия бросилась сохранять свой рынок ядерного топлива. Ведь Украина является крупнейшим его потребителем за пределами РФ, обеспечивая половину валютной выручки компании-производителю «ТВЭЛ».

«Westinghouse» претендует на поставки топлива всего лишь на три энергоблока украинских АЭС с реакторами ВВЭР-1000. На оставшиеся десять блоков ВВЭР-1000 топливо, как и раньше, будет поставлять компания «ТВЭЛ». Т.е. за ней остается подавляющая часть рынка. В деньгах эти поставки оцениваются в $600 млн. по итогам 2013 года. Ерунда, если сравнивать с $10-12 млрд., которые Украина платит ежегодно за газ.

То первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев направит послание канцлеру Германии Ангеле Меркель, в котором предупреждает об опасности отказа украинских станций от рассчитанного на них российского ядерного топлива, поскольку это приведет к Чернобыльской катастрофе. То Константин Затулин, депутат Госдумы РФ в интервью солидному российскому изданию рассуждает о том, что «использование чужеродных твэлов для АЭС советской постройки - так же, как и использование, допустим, советских твэлов для американских АЭС - строго запрещено МАГАТЭ». А «стоимость этого контракта - миллиард долларов в год.

Экспертный совет при комитете Госдумы РФ по промышленности и развитию предприятий ОПК также распространил заявление: «Попытки применения тепловыделяющих сборок американского производства неизбежно увеличивают риск выхода из строя украинских ядерных реакторов и повышают вероятность техногенных катастроф, сопоставимых с катастрофами на Чернобыльской АЭС». Эти эксперты призвали МИД и Госдуму РФ обратиться в страны ЕС и международные независимые организации по поводу использования американского топлива на АЭС Украины и «возможных последствий политического решения».

Недавно РИА «Новости» распространило информацию под заголовком: «МАГАТЭ: полный переход АЭС Украины на американское топливо невозможен», со ссылкой на руководителя секции эксплуатационной безопасности Департамента безопасности ядерных установок Секретариата МАГАТЭ. Цитируя его, журналисты упустили одно ключевое слово «immediately», что полностью изменило смысл цитаты: «…full replacement of Russian fuel immediately is not possible, it needs assessment and approval of regulatory authority». То есть: «…полностью заменить российское топливо сразу не возможно, для этого необходимо провести оценку и получить одобрение со стороны регулирующего органа».

В связи с этим, так и не дождавшись опровержения от РИА «Новости», МАГАТЭ на своем сайте сделало заявление о том, что: «информация не соответствует официальной позиции МАГАТЭ; выбор поставщика ядерного топлива является прерогативой ядерного оператора. Такой подход не является уникальным для Украины; любое изменение в поставках топлива для атомной электростанции требует тщательной оценки безопасности и тестирования; любое изменение должно быть одобрено национальным регулирующим органом в соответствии с национальным законодательством, действующими правилами техники безопасности и передовым опытом».

Именно так процесс и происходит в Украине в рамках опытно-промышленной эксплуатации американского топлива. А Госатомрегулирования Украины осуществляет государственный надзор за соблюдением национальных норм и правил по ядерной и радиационной безопасности в этом процессе с 2005 года, с первой загрузки ТВС-W в активную зону.

Такая патологическая боязнь появления конкурента на рынке ядерного топлива Украины говорит о том, что у компании «ТВЭЛ» есть серьезные причины беспокоиться относительно качества топлива собственного производства и опасения, что сравнительный анализ его эксплуатационных свойств будет не в его пользу.

Такая информация есть и взята она из презентаций украинских специалистов на международных конференциях, проходивших в Украине, в присутствии, кстати, представителей компании «ТВЭЛ». Например, в сентябре 2008 года в докладе представителей НТЦ при НАЭК «Энергоатом» впервые была обнародована информация о количестве негерметичных и деформированных тепловыделяющих сборок (ТВС) российской компании за время их эксплуатации на украинских АЭС. Максимальное количество поврежденных ТВС пришлось на 1998 год - год начала эксплуатации усовершенствованных российских ТВС-М. В течение 1998-2003 годов было досрочно выгружено 145 ТВС. В течение 2003-2007 годов, когда внедрялась новая модификация ТВСА, досрочно были выгружены 119 ТВС. В результате Украина отказалась от использования ТВС-М.

С ТВСА тоже были курьезные случаи - в них периодически находили лишние детали. В результате в 2003 году даже пришлось специальную программу разработать оператору и регулятору под слэнговым названием «по поиску лишних болтов и гаек в российских ТВС». А наличие «лишних» металлических деталей в сборках в активной зоне реактора уж точно несет опасность с точки зрения ядерной безопасности.

На международной конференции в Киеве в сентябре 2012 года представитель НАЭК также обнародовал информацию об отказах российских ТВС, в том числе с разгерметизацией твэлов, в динамике по годам. Любопытно было наблюдать за представителями компании ТВЭЛ. Выглядели они несколько бледно, куда-то пропали их напор и уверенность.

Так вот, в 2001 году количество негерметичных ТВС составило 46 штук, в 2003 году - 35 штук, в 2004 - 34 штуки, было и 20, и 17, минимум был достигнут в 2009 году - всего 7 штук. Но в 2011 году негерметичных ТВС было обнаружено уже 21 штука. А теперь представьте, что одна ТВС стоит более $1 млн. Можете оценить, какие потери понесла компания НАЭК «Энергоатом» с таким качеством российского топлива, поскольку механизмов компенсации финансовых потерь, увы, нет. Из-за сложности доказательства, по чьей вине это произошло - оператора или производителя. Что характерно, количество отказов российских ТВСА увеличивается после третьей топливной кампании. При этом, хотя производители заявляют, что жесткий каркас ТВСА обеспечивает изгиб менее 6,0 мм, а скручивание ~0,50, источники из НАЭК «Энергоатом» говорят о том, что изгибы достигают и 30 мм, а скручивание также превышает заявленные данные.

Опытно-промышленная эксплуатация американских ТВС происходит в смешанной активной зоне, т.е. буквально в тесном соседстве с искривленными и скрученными российскими сборками. Понятно, что в техническом задании на проектирование ТВС компании «Westinghouse» наш оператор исходил из характеристик по искривлениям и скручиванию, которые гарантировала компания «ТВЭЛ». А теперь представьте, что отклонение от них превышает норму в 5 раз! И как вынуть американскую сборку, окруженную кривыми и косыми российскими сборками, для проведения исследований без повреждения у нее дистанционирующих решеток? Замечу при этом, что в отличие от российских ТВСА, у ТВС-W ни разу не было выявлено негерметичности.

К тому же от конкуренции еще ни один рынок не проигрывал. Во-первых, потребитель выигрывает в цене, а во-вторых - выигрывает в качестве продукции. Вот ТВС-W, например, не имеют центрального отверстия, что позволяет при той же длине ТВС помещать в сборку больше изотопно-обогащенного урана. Российские ТВСА имеют центральное отверстие. Но в прошлом году разработчики российского топлива из ОКБМ им. Африкантова сообщили, что «…для реализации экономически эффективных топливных циклов и повышения мощности применяются твэлы с топливной таблеткой диаметром 7,8 мм без центрального отверстия и утоненной оболочкой. В результате увеличение ураноемкости - 8%».

Научно-техническое соревнование двух поставщиков топлива на нашем рынке налицо, и, однозначно, является двигателем прогресса в этой сфере. А то так бы и выпускали в России сборки, которые скукоживаются к третьей топливной кампании и в которых к тому же есть лишние болты и гайки. Поэтому пора уже снижать градус истеричности кампании по написанию апокалиптических воззваний российскими деятелями в адрес уважаемых международных организаций о вреде американского ядерного топлива на украинских АЭС.

Ольга Кошарная - директор по вопросам информации и связей с общественностью, дирекция ассоциации «Украинский ядерный форум»

11.06.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua