Ядерная война: почему нужно диверсифицировать закупки ядерного топлива

В 2014 году Украина увеличила импорт ядерного топлива из РФ на 61,3%. Чем грозит такая зависимость во время войны?

На днях появилась информация Государственной фискальной службы о том, что Украина за январь-июль 2014 года импортировала из Российской Федерации ядерного топлива на общую сумму $389 млн., что на 73,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В физическом выражении Украина увеличила импорт на 61,3% − до 231 тонны с 143,2 тонны годом ранее.

С одной стороны, будто бы русская топливная компания ТВЭЛ «Росатома» выполняет свои обязательства, несмотря на де-факто военную агрессию России против Украины. Но, с другой стороны, нет никаких гарантий того, что Россия не воспользуется зависимостью украинских АЭС от российского ядерного топлива в целях экономического давления. И эти, а также другие, к сожалению, уже не потенциальные угрозы требуют не просто осознания, а вполне конкретных действий.

Хрупкий мир

Военные действия на востоке страны негативно влияют на экономическую ситуацию, ведь и без войны экономика Украины находилась в кризисе. При таких условиях правительство вполне объективно вынуждено сконцентрировать свое внимание на решении «традиционных» и новых возникающих проблем, располагая при этом весьма ограниченными финансовыми и «институциональными» ресурсами. Но при этом, как бы это ни звучало банально, очень важно «заглянуть за горизонт» − ведь уже сейчас важно начинать осуществлять вполне конкретные шаги, направленные на уменьшение возможной крупномасштабной агрессии со стороны России.

В данном случае речь не идет о санкциях со стороны Украины по отношению к российским производителям и наоборот, хотя эта тема сегодня достаточно активно обсуждается. Я имею в виду разработку стратегии экономических отношений с Россией в средне- и долгосрочном плане.

Важным элементом такой стратегии должно стать реальное снижение экономической зависимости от России в тех секторах и сферах, по которым Россия может существенно повлиять на Украину. Речь идет о том, что Украина должна реально диверсифицировать экономические связи − с целью уменьшения своей уязвимости.

Я абсолютно убежден, что даже при условии прекращения открытого вмешательства России на востоке Украины в отношениях двух стран уже произошли объективные изменения. В будущем эти изменения только усилятся. Политико-экономическая система, которая сложилась в России, ориентирована на агрессию. Оставим анализ особенностей и механизмов российской политики политологам. Отметим лишь, что политика России по отношению к Украине в дальнейшем будет жесткой и комбинировать меры политического и экономического давления.

До сих пор Россия прибегала к различного рода ограничениям экспорта украинских товаров. Вместе с тем Россия пока не воспользовалась таким инструментом, как санкции секторального плана. Очевидно, что потенциально Россия может использовать высокий уровень присутствия российских государственных банков в банковской системе Украины. Речь также идет об энергетической зависимости Украины от России, в частности, касаемо поставок ядерного топлива.

Контроллер из России

Сегодня особое беспокойство вызывает тот факт, что партнером Украины является именно государственная российская компания «Росатом», которая традиционно монопольно доминирует на украинском рынке.

Очень важно, чтобы на энергетическом рынке Украины появился реальный конкурент российской компании, что позволит существенно уменьшить риски монополизации. Сам факт монополизации рынка уже является проблемой. Вместе с тем мы имеем российскую государственную компанию, которая при определенных военно-политических условиях способна без преувеличения эффективно «контролировать» существенную часть энергетического сектора Украины.

Отметим, что разговоры о диверсификации поставок ядерного топлива ведутся в Украине достаточно давно. И еще в 2000 году Украина начала сотрудничество с американской компанией Westinghouse по поводу поставок ядерного топлива в Украину. До сих пор дело практически не сдвинулось с места. В 2013 году «Росатом» поставил в Украину практически 100% ядерного топлива, тогда как Westinghouse с 2015 года будет поставлять топливо только на два реактора. Следует отметить, что в Украине таких реакторов 15.

Атомная энергетика − весьма специфическая отрасль. Это высокотехнологичный сектор, развитие которого невозможно без международного сотрудничества. Такое сотрудничество происходит в двух основных направлениях. Во-первых, речь идет о международных правилах регулирования сектора. Во-вторых, чисто в технологическом плане энергетика не может полностью развиваться исключительно на национальной базе.

При этом энергетический сектор является одним из ключевых факторов национальной экономической безопасности. А развитие атомной энергетики неразрывно связано с политикой. Поэтому экономическая политика Украины в этой сфере должна адекватно учитывать указанные выше моменты.

Если говорить просто, то Украина должна максимально воспользоваться возможностями сотрудничества с компанией Westinghouse, для того чтобы реально ограничить монополию «Росатома» и диверсифицировать источники поставок ядерного топлива. Ну а теперь изложим несколько соображений по этому поводу.

1. Относительно диверсификации источников как политики. Так, например, ЕС на 95% удовлетворяет свои потребности в уране за счет импорта. Но при этом импорт урана достаточно диверсифицирован, хотя среди поставщиков в ЕС уже давно важнейшее место занимают Канада и Австралия.

В Европейской стратегии энергетической безопасности (май 2014 года) отмечается, что Россия является основным конкурентом в производстве ядерного топлива и предлагает интегрированные пакеты инвестиций во все звенья ядерной цепи. Поэтому необходимо уделять особое внимание инвестициям в случае строительства новых атомных энергоблоков в ЕС с использованием неевропейских технологий, для того чтобы эти блоки не зависели только от России в плане поставок ядерного топлива. Возможность диверсификации поставок ядерного топлива должна стать условием новых инвестиций.

Таким образом, процесс диверсификации Украиной источников ядерного топлива соответствует требованиям ЕС. Но при этом ЕС никому не запрещает сотрудничать с Россией в сфере атомной энергетики.

2. По поводу энергетической безопасности. Диверсификация источников поставок ядерного топлива является инструментом повышения уровня энергетической безопасности Украины. При таких условиях уменьшается не только угроза «энергетического шантажа» со стороны России, но и влияние монополиста на энергетическую политику страны. В связи с этим вспомним «пророссийское» энергетическое лобби.

3. Что касается экономического выигрыша. Наличие не менее двух глобальных компаний усилит конкуренцию на рынке, это позволит Украине воспользоваться более выгодными условиями получения ядерного топлива и соответствующих технологий.

4. По поводу модернизации сектора. Речь идет о том, что Украина должна, в конце концов, создать собственные мощности по производству ядерного топлива, используя при этом новейшие технологии в этой сфере. И сегодня возник большой вопрос, следует ли реализовывать такой проект совместно с Россией, как было договорено несколько лет назад. Но с тех пор дело так и не сдвинулось с места.

По моему мнению, успешная реализация такого проекта в партнерстве с одним из глобальных лидеров отрасли сама по себе должна иметь большой демонстрационный эффект. А в перспективе Украина сама могла бы стать поставщиком ядерного топлива на экспорт, в том числе и в ЕС.

5. Относительно политики. Я глубоко убежден, что масштабное присутствие в Украине глобальных высокотехнологичных игроков усилило бы политические позиции в мире. Думаю, что угроза собственным экономическим интересам в результате событий, которые мы сегодня переживаем в Украине, заставила бы эти компании активно влиять на политику собственных правительств в украинском вопросе, в том числе и касаемо санкций к стране, которая осуществляет агрессию против Украины.

Общие выводы очень просты. Экономическая политика, не отвечающая национальным интересам, рано или поздно создает огромные проблемы для страны. А мастерство государственного управления состоит в том, чтобы сегодня осуществлять шаги, которые позволят минимизировать возможные проблемы в будущем.

Игорь Бураковский - директор Института экономических исследований и политических консультаций

1.09.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua