ГП «Антонов» хочет выпускать военные самолеты, - Д.Кива

ГП «Антонов» лихорадит уже полгода. После того, как Кабинет Министров Украины 9 апреля 2014 года уволил Дмитрия Киву с поста председателя правления госконцерна (он занимал эту должность с 2008 года), а в мае Минпромполитики попыталось разорвать контракт с Кивой-генконструктором, сотрудники предприятия неоднократно проводили митинги в поддержку уволенного руководителя под стенами профильного министерства, Кабмина и Администрации президента.

После того, как Министерство промышленной политики 1 августа возложило на Сергея Меренкова исполнение обязанностей президента-генерального конструктора (соответствующий приказ датирован 24 июля 2014 года), пресс-служба авиазавода распространила сообщение о попытке рейдерского захвата предприятия группой лиц во главе с новоназначенным генконструктором. Коллектив предприятия возмутил тот факт, что вместо проработавшего на должности генерального конструктора с 2006 года Дмитрия Кивы новым главой стал Сергей Меренков, который хотя и был главным специалистом «Антонова» по производству пассажирского самолета Ан-140, в 2006 году покинул предприятие при довольно странных обстоятельствах.

Юристы концерна утверждают, что Минпромполитики не имело права издавать приказ о назначении Сергея Меренкова. Они ссылаются на тот факт, что еще 23 марта решением Кабмина госпредприятие было переподчинено Министерству экономического развития и торговли, а 11 апреля своим приказом правительство и вовсе постановило ликвидировать Минпромполитики и объединить его с Минэкономразвития.

3 сентября новоназначенный руководитель ГП «Антонов» Сергей Меренков даже попытался силой попасть на свое рабочее место, однако сотрудники предприятия не пустили его на территорию авиазавода. В этот же день Окружной административный суд Киева вынес постановление, которым подтвердил полномочия руководителя Дмитрия Кивы.

А уже 12 сентября этот же суд поставил окончательную точку в споре - он вынес постановление, которым признал недействительным с момента подписания приказ Минппромполитики о назначении и.о. руководителя предприятия Меренкова.

Delo.UA пообщалось с Дмитрием Кивой о подноготной конфликта и его планах по развитию предприятия.

- Дмитрий Семенович, за что Вас сняли с должности президента-генерального конструктора ГП «Антонов»?

- Для меня самого это было некоторой неожиданностью. Меня вызвали в Министерство промышленной политики и сказали: «От правительства поступила команда снять Вас с должности. Вы не знаете, за что?»

- Это они у Вас спрашивают?

- Да, они меня спрашивают: «Вы не знаете за что?» Я: «Понятия не имею. Первый раз слышу». Тем более, они-то знают, по крайне мере, в министерстве, что наше предприятие по всем показателям лучшее в отрасли - и по доходам, и по средней зарплате, и по отчислениям в бюджет (ГП «Антонов» в 2013 году уменьшило чистую прибыль на 0,71%, по сравнению с 2012 годом - до 39,05 млн. грн., чистый доход по итогам 2013 года сократился на 1,49% до 3,27 млрд. грн. - прим. ред.). То есть, мы лучше других предприятий. И тут вдруг меня увольняют…

-Какие предприятия опережает ГП «Антонов»? Ну, например, тот же Харьковский авиационный завод (в 2013 году чистый убыток предприятия увеличился на 86,79%, по сравнению с 2012 годом - до 311,49 млн. грн. - прим. ред.) Мы всегда были лидерами в отрасли, хотя нас и «щемили» под разными предлогами.

Никогда не было и намека на то, чтобы снять руководителя, в том числе и меня, с должности. И тут такое… Разговор был следующим: «Может, Вы по собственному желанию уйдете?» Я говорю: «А с какой стати? Нет.»

- Какие причины для Вашего увольнения называли в министерстве?

- Никаких. В итоге, мы договорились так - они подумают и напишут, по каким причинам меня увольняют. А я им на это все отвечу. Я встал и ушел.

- Что было после этого?

- Никаких официальных уведомлений о своем увольнении я так и не получил. (По информации Минпромполитики, Дмитрий Кива уволен с поста президента-генерального конструктора ГП «Антонов» 26 мая 2014 года - прим. ред.) Я даже позвонил для консультации своему знакомому прокурору и говорю: «Скажите, пожалуйста, мне говорят, что меня уволили, но официальных документов я не получал». Он меня спрашивает: «А Вы где-то расписывались?» Я: «Нет.» Он: «Вы кому-то дела передавали?» Я: «Нет.» Он: «Работайте и не обращайте внимания. Это все незаконно.» Вот я до сих пор и работаю. Вы сейчас спросите, почему?

- Конечно.

- Потому что, если я не буду ходить на работу, меня уволят за прогулы.

- То есть, Вас могут уволить только за прогулы?

- У меня есть контракт. В нем четко прописаны условия его расторжения. Так, меня могут уволить, если систематически не платится зарплата людям - такого нет; если не выплачиваются деньги в бюджет - такого нет; если я систематически не выполняю распоряжения Кабмина и профильного министерства - такого тоже нет. Мне ни разу не сделали ни одного замечания по моей работе. То есть, формальных оснований для моего увольнения нет. А что касается объема выпуска продукции, то в 2005 году (в год, когда Дмитрий Кива был назначен и.о. руководителя концерна - прим. ред.) доход предприятия был вообще 427 млн. грн.

- А сейчас?

- В 2012 году он вырос до 4 млрд. грн. По итогам 2013 года - составил 3,2 млрд. грн. То есть, у нас хорошие доходы, но нам говорят, что мы работаем неэффективно - не выпускаем самолеты.

- Да, доходы растут, но количество выпускаемых самолетов не увеличивается. В 2012 году вы выпустили шесть самолетов, в 2013 году - четыре.

- Да, мы выпускаем мало самолетов.

- Почему?

- Дело в том, что ранее мы были ОКБ (опытно-конструкторским бюро) и только в 2010 году к нам присоединили завод, который занимается серийным выпуском самолетов - «Авиант». То есть, до этого мы были только разработчиками. Более того, «Авиант» мы получили с долгами в размере более 2 млрд. грн. На момент присоединения завод был попросту разворован - из некоторых цехов вывезли часть станков, даже выбили окна. Мы погасили долги, в том числе по зарплате, модернизировали около сотни станков, закупили новое оборудование, приняли на работу более 1 тыс. новых сотрудников. В 2009 году был построен только 1 самолет, теперь мы увеличили эту цифру до четырех-пяти. И это только готовые самолеты, поставленные заказчикам. Но мы также наладили выпуск отдельных агрегатов, например, полностью освоили выпуск крыльев, которые мы используем как при сборке самолетов в Киеве, так и поставляем в рамках кооперации. В цехе окончательной сборки сегодня шесть самолетов Ан-148 и Ан-158. Для завершения их постройки мы должны получить комплектующие от партнеров, прежде всего - шасси. Так что определенный рост производства есть. И при этом мы все делаем за свой счет, не получая средств из государственного бюджета.

- Какие у Вас отношения с Сергеем Меренковым?

- Никаких.

- Вы не общаетесь, он Вам не звонит, нигде с ним не встречались?

- У меня и не было с ним никаких отношений. Я хорошо помню историю с его увольнением. Сергей Меренков был ведущим конструктором Ан-140 (он занимал эту должность до 2006 года). Весной 2006 года мы как раз вели переговоры с иранской компании HESA - они попросили сделать тренажер для Ан-140. Цена вопроса - $8 млн. И тут мне звонит Мялица (Анатолий Мялица, генеральный директор Харьковского государственного авиационного производственного предприятия - прим. ред.) и говорит: «Там твой Меренков ведет неофициальные переговоры с директором иранского завода в гостинице.» Когда мы начали выяснять, что случилось, то оказалось, что Меренков не только проводил переговоры, но и передавал иранцам какие-то документы. На следующий день (после переговоров Меренкова с иранцами - прим. ред.) представители HESA приходят и называют новую цену контракта - $6 млн. Эта сумма равна себестоимости проекта без учета прибыли. Мы, конечно же, контракт не подписали. В итоге Сергея Меренкова сначала отстранили от должности ведущего конструктора по самолету Ан-140 по недоверию, а в июле 2008 г. уволили. Он подал апелляцию, потом были суды и Апелляционный суд, который записал, что освободить его от должности - это не только мое право, но и моя обязанность. Вот все, что я могу сказать о Меренкове.

- В Министерстве промышленной политики заявляют, что «Антонов» должен выпускать больше 10 самолетов в год, но не делает этого.

- Министерство промышленной политики не имеет к нам с 23 марта никакого отношения. Оно ликвидировано. (11 апреля Министерство промышленной политики реорганизовано посредством присоединения к Министерству экономического развития и торговли - прим. ред).

- Министерство на самом деле находится в процессе ликвидации, но продолжает выполнять свои функции.

- Да, Вы правы, министерство находится в процессе ликвидации, но по закону оно должно заниматься только вопросами ликвидации, а не управлением предприятия. У меня есть справка, выданная межведомственной комиссией, согласно которой с 23 марта 2014 года «Антонов» находится в сфере управления Минэкономразвития. Поэтому Минпромполитики не имело никакого права меня увольнять.

- Сколько самолетов вы планируете выпустить в этом году?

- В 2014 году мы планируем выпустить 5 самолетов. По крайней мере, мы будем стараться. Мы всегда хотим выпускать больше, но у нас никогда не было государственной поддержки. Ведь для выпуска самолетов необходимо постоянно модернизировать серийное производство, приобретать современные технологии. В прошлом году я пытался добиться государственной поддержки в получении кредита на льготных условиях под реструктуризацию предыдущих кредитов, для модернизации серийного производства и пополнения оборотных средств. Ведь для производства каждого самолета нам нужно закупить двигатели, другое оборудование, материалы и тому подобное на сумму около $15 млн.

- А продаете за сколько?

- За 25-30 миллионов долларов.

- Это в два раза дороже. Куда же деньги уходят?

- $15 млн. - это же только расходы на закупку материалов, добавьте сюда еще стоимость работы сотрудников, другие расходы.

- Сколько самолетов может выпускать предприятие при соответствующем финансировании?

- При надлежащем финансировании мы готовы уже сегодня производить до 12 самолетов в год. Для этого нужно около $200-300 млн. оборотных средств. У нас таких денег нет. Поэтому нужно взять кредит сроком на три года.

- В каких банках планируете брать кредиты?

- Сейчас я не могу вам ответить на этот вопрос. Раньше мы планировали брать кредиты в российском банке.

- Почему же правительство не поддерживает вас?

- Скажу кратко - многое коррумпировано и в правительстве, и среди депутатов.

- 12 сентября Окружной административный суд города Киева вынес постановление, которым подтвердил ваши полномочия руководителя ГП «Антонов». Что планируете делать, вернув свою должность?

- Буду работать, как и раньше.

- Какие варианты рассматриваете?

- Все зависит от дальнейшего развития ситуации. Сейчас мы стараемся менять вектор сотрудничества. Если раньше мы тесно сотрудничали с Россией, то сейчас мы диверсифицируем наши производственные связи, развиваем сотрудничество с другими партнерами, в том числе с Китаем, Индией, Ираном и Польшей.

- Есть какие-то конкретные договоренности?

- В авиации переговорный процесс достаточно длительный. Уже более года мы ведем переговоры со многими странами (Польша, Турция, Германия), но они боятся нестабильной ситуации в стране. Переговоры затягиваются.

Да, речь идет о программе по производству самолета, но какой именно модели я сказать не могу. Стоимость контракта $2-3 млрд. Мы даже уже подписали протокол о намерениях, но из-за нестабильности в стране и на предприятии процесс замедляется.

- «Антонов» участвует в тендере на производство самолетов для этих стран? На какие рынки еще ориентируетесь?

- На европейский, азиатские, латиноамериканские, североамериканские. Но для выхода на них необходима модернизация, новые технологии. Мы будем дальше развивать разные модификации самолетов и создавать новые по мере возможностей. Например, Европа (проект объединенный, осуществляемый при участии 9 стран) на создание военного самолета А400М потратила 15 млрд. евро. Вопрос: где нам взять такие деньги?

- С Россией вы принципиально разорвали все контракты?

- По военно-транспортным программам - все. Это не секрет. В начале 2014 года у нас был предварительно согласован контракт с российской ОАО «ОАК» на $150 млн. на создание военно-транспортного варианта самолета АН-148. Контракт уже был предварительно парафирован, мне нужно было только поехать и поставить свою подпись в документе. Я не поехал.

- Почему?

- Не хочу, потому что началась война. У меня есть честь и совесть.

- То есть, российский рынок Вы для себя закрыли?

- Пока продолжается война - конечно, да. В таких условиях мы не будем работать с Россией.

- Сейчас идет война, а у нас, по сути, нет новых военных самолетов украинского производства.

- И тем не менее, мы тесно взаимодействуем с нашими военными по обеспечению модернизации и поддержания летной годности «анов», в том числе Ан-26 и Ан-30, находящихся на вооружении. К тому же мы приступили к постройке первого опытного экземпляра нового военно-транспортного самолета Ан-178, кстати, опять-таки за свой счет.

Открою Вам также секрет, мы направили президенту Украины письмо с инициативой выпускать на ГП «Антонов» беспилотные летательные аппараты.

- Какие?

- Сегодня есть много вариантов беспилотных летательных аппаратов - начиная от 50 кг и заканчивая несколькими тоннами. Сейчас прорабатываем этот вопрос с Министерством обороны.

- Это была ваша инициатива?

- Наша.

- Почему вы раньше этого не сделали, война началась в апреле?

- Дело в том, что это не совсем наша специфика. Мы занимаемся выпуском пассажирских и транспортных самолетов. Что касается, например, истребителей, то мы можем их выпускать, но они будут хуже, чем, например, у россиян, где только тактикой воздушного боя занимаются тысячи специалистов.

- Идет война, вы можете строить военные самолеты, но не делаете этого. Ладно. Сейчас многие помогают нашим бойцам кто как может. Ваше предприятие участвует в таких акциях?

- Мы постоянно перечисляем материальную помощь бойцам АТО.

- Какие суммы?

- Как от предприятия мы перечислили 900 тыс. грн. для нужд армии. Кроме того, военные бесплатно тренируются на нашем аэродроме в Гостомеле. Сбор средств проходит и среди сотрудников предприятия. На эти деньги профсоюз приобретает форму, необходимое оборудование и передает непосредственно в воинские части. Мы помогаем также нашим сотрудникам, которые несут службу в зоне АТО.

- Какова судьба среднего оперативно-тактического самолета короткого взлета и посадки Ан-70?

- В настоящий момент программа опытно-конструкторских работ по проекту завершена. Стоит вопрос его серийного производства. Мы начали постройку двух самолетов по заказу МО Украины на Серийном заводе «Антонов», но из-за отсутствия средств ход работ приостановлен. Ранее были договоренности с российской стороной, которая никак не могла определиться, где в России будет строиться Ан-70. В 2012 г. договорились о запуске производства на предприятии в Казани (ОАО «Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова» - Ред.), но затем российская сторона свела на нет наше сотрудничество.

- Но проект Ан-70 по-прежнему интересен?

- Что будет дальше мне сложно сказать. Ан-70 по многим характеристикам остается непревзойденным. Он может быть интересен для других рынков, в том числе, для США - у них нет самолетов такого класса. Однако, это уже будет не Ан-70 в том виде, как он существует сегодня, а новый самолет на его основе, который будет соответствовать требованиям новых заказчиков.

Ольга Сороколетова

16.09.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua