Тарифы РЖД в 2014 г. будут заморожены, решило правительство. Чтобы удержать инвестпрограмму монополии на запланированном уровне, правительство даст монополии 26 млрд. руб. Другим дополнительным источником финансирования инвестпрограммы РЖД может стать индексация тарифов на перевозку нефти, порожних или импортных грузов в рамках тарифного коридора (повышение может доходить до 13%). Это даст РЖД дополнительно 16,4 млрд. руб.
Вчера правительство утвердило инвестпрограмму РЖД на 2014-2016 гг. Ее общий объем - 1,2 трлн руб. Год назад монополия оценивала объем инвестиций на эти годы в 1,9 трлн руб., следует из материалов компании. Государство за счет средств бюджета и фонда национального благосостояния (ФНБ) профинансирует 43% инвестпрограммы РЖД, следует из материалов монополии. Собственные вложения РЖД в инвестпрограмму составят 47% (566 млрд. руб.), 10% (115,4 млрд. руб.) - займы.
В следующем году будет потрачено 395,6 млрд. руб., в 2015 г. - 415,2 млрд. руб., в 2016 г. - 438,4 млрд. руб. Из 1,2 трлн руб. 418 млрд. пойдет на проекты, которые РЖД выполняет по поручению правительства, 360 млрд. - на развитие инфраструктуры (снятие ограничений), 281,5 млрд. - на обновление подвижного состава (из них на локомотивы - 224,5 млрд.), 133,5 млрд. - на обеспечение безопасности, 56 млрд. - на прочие проекты.
К 2016 г. объем задолженности РЖД вырастет до 750 млрд. руб. Долг/EBITDA компании останется на уровне 2,6. По сравнению с предыдущим вариантом инвестпрограммы (утверждена в конце 2012 г.) уровень займов будет расти быстрее. Если в утвержденном год назад документе на конец 2015 г. долговая нагрузка РЖД должна была составить 645 млрд. руб. (долг/EBITDA - 2,2), то в нынешнем варианте - 705 млрд. руб. (долг/EBITDA - 2,6), а к 2016 г. долг монополии увеличится еще на 46,4 млрд. руб.
В 2014 г. компания привлечет на рынке 58,5 млрд. руб., в 2015 г. - 15,8 млрд. руб., в 2016 г. - 41,1 млрд. руб. Еще 50 млрд. руб. в 2014 г. РЖД планирует занять у ВЭБа, разместив инфраструктурные облигации. Эти деньги ВЭБу могут дать госбанки - Газпромбанк, ВТБ и Сбербанк, заявил на заседании правительства вице-премьер Аркадий Дворкович. Представители Сбербанка и ВТБ от комментариев отказались, их коллега из Газпромбанка на вопросы не ответил.
Государственные средства пойдут на финансирование мегапроектов РЖД. Крупнейший из них - модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Его общая стоимость - 562 млрд. руб. Но монополия на него потратит только 302 млрд. руб. до 2018 г. Остальное - деньги бюджета (110 млрд. руб.) и ФНБ (150 млрд. руб.). При этом ФНБ станет акционером РЖД, выкупив 5% акций компании (привилегированные акции). Эта сделка будет частью приватизации РЖД, уточнил министр транспорта Максим Соколов. Продать 5% РЖД правительство планировало в 2014 г. Доходность средств ФНБ - 2% годовых.
Другой мегапроект РЖД, высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва - Казань, заморожен. В начале ноября чиновники решили перенаправить 150 млрд. руб. из ФНБ, которые должны были пойти на ВСМ, на другие проекты. Но президент РЖД Владимир Якунин вчера попросил правительство «оставить строчку» в инвестпрограмме монополии для ВСМ. Решение о схеме финансирования строительства трассы Москва - Казань будет принято в I квартале 2014 г., пообещал Соколов.
Председатель президиума Совета операторов железнодорожного подвижного состава Сергей Мальцев предложил к финансированию инвестпрограммы РЖД привлечь частные компании. Его инициатива - «рассмотреть публичную оферту» на лизинг частных локомотивов. Это не увеличит долговую нагрузку на РЖД и даст дополнительные средства на обновление парка локомотивов. По данным РЖД, износ локомотивов - 76% на конец 2012 г. Другая инициатива Мальцева - привлечение частных инвестиций в инфраструктуру, которые должны возвращаться с помощью тарифов. Участники заседания на предложения не отреагировали.
Милана Челпанова
15.11.2013 г.