Государство РФ поможет «Газпром нефти» закрепиться во Вьетнаме

«Газпром нефть» нашла крупного клиента в Азии. Начиная с 2018 года российская компания будет поставлять во Вьетнам 8 млн. т нефти в год для переработки на местном НПЗ «Зунг Куат».

Предполагается, что 12 ноября во время визита во Вьетнам президент Владимир Путин подпишет межправительственное соглашение, где в том числе будут прописаны условия работы «Газпром нефти» в этой стране. Речь идет о поставке и переработке на вьетнамском НПЗ «Зунг Куат» 8 млн. т нефти в год начиная с 2018 года, рассказал «Известиям» чиновник Минэкономразвития, подтвердили чиновник Минэнерго и близкий к «Транснефти» источник. Согласно условиям межправительственного соглашения, «Газпром нефть» под вьетнамский контракт получит приоритетный доступ к нефтепроводу ВСТО.

Визит Владимира Путина во Вьетнам анонсирован на официальном сайте президента России, там же указаны планы по подписанию ряда двухсторонних соглашений. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков сообщил, что комментировать межправсоглашение по переработке нефти «пока рано». В пресс-службе «Газпром нефти» не стали комментировать условия межправительственного соглашения.

«Газпром нефть» давно пытается увеличить экспорт нефти в восточном направлении. В сентябре ее президент Александр Дюков озвучивал, что компания обсуждает возможность участия в покупке нефтеперерабатывающего завода во Вьетнаме и договоренность на эту тему может появиться в ближайшие три месяца. Однако тогда участники рынка говорили, что «Газпром нефти» будет непросто получить доступ к ВСТО, основные мощности которого зарезервированы за «Роснефтью» в рамках межправительственных соглашений с Китаем. Теперь же нефть «Газпром нефти» по итогам подписания договоренностей также получит приоритет в восточной трубе. Однако двум госкомпаниям предстоит перераспределить мощности в трубе согласно своим объемам поставок.

По словам начальника департамента стратегического планирования «Газпром нефти» Сергея Вакуленко, «Газпром нефть» оплачивала инвестиционную составляющую в тарифе «Транснефти», поэтому вправе претендовать на доступ к этой трубе пропорционально объемам добытой нефти. Сейчас же доступ в ВСТО практически монополизировала «Роснефть», условия доступа к ВСТО, по его мнению, непрозрачны.

Как предполагается, заявленные 8 млн. т нефти «Газпром нефть» добудет на своих месторождениях в Восточной Сибири - Юрубчено-Тохомском и Куюмбинском, где они работают совместно с «Роснефтью», а также на собственных участках в Томской и Омской областях.

По словам представителя «Транснефти», мощность ВСТО сегодня составляет 37 млн. т, из которых 15,8 млн. т приходится на отвод Сковородино-Мохэ, используемый «Роснефтью» для поставок в Китай. Объемы нефти в рамках межправительственных соглашений имеют приоритет доступа в трубу по сравнению с другими. По его словам, другие нефтяники, в том числе «Лукойл», «Башнефть», «Сургутнефтегаз», тоже хотели бы увеличить объемы прокачки нефти в восточном направлении, однако мощностей в трубе может не хватить на всех. Хотя каждая из этих компаний в той или иной мере участвовала в финансировании расширения ВСТО через тариф. Представитель «Транснефти» подтвердил получение заявки «Газпром нефти» на прокачку 8 млн. т нефти в год по ВСТО.

Источник «Известий» в «Сургутнефтегазе» уверен, что интересы компании не пострадают из-за планов «Газпром нефти» увеличить прокачку по ВСТО, поскольку труба пока недозагружена и места в ней хватит. Представитель «Лукойла» озвучил, что компания поставляет 300 тыс. т в квартал по ВСТО и хотела бы увеличить поставки, но их заявку пока не одобрили. Представитель «Роснефти» не озвучил объемы прокачки по ВСТО своей компании, сообщив, что у него нет таких данных.

Глава Минэнерго Александр Новак анонсировал перспективу расширения ВСТО до 80 млн. т (из них 50 млн. т - через порт Козьмино) к 2020 году, поскольку нефтяники объявляют о росте добычи нефти в Восточной Сибири и текущих мощностей трубы может не хватить для реализации их потребностей.

Нефтяники активно пытаются нарастить поставки по ВСТО, руководствуясь экономическими соображениями. По словам вице-президента «Транснефти» Cергея Ходырева, в сентябре 2013 года нетбэк (доход за вычетом транспортных расходов и всех налоговых отчислений) поставок нефти через Козьмино составил $79,24 за баррель, почти вдвое выше, чем при поставках в Европу.

Аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук указывает, что Козьмино сейчас самое премиальное направление, как из-за налоговых льгот, так и из-за растущего рынка стран АТР. По мнению эксперта, «Газпром нефть» в рамках вхождения в нефтепереработку во Вьетнаме сможет не только найти потребителя своих нефтепродуктов на внутреннем рынке этой страны, но и экспортировать их морем на рынок АТР и на российский Дальний Восток.

«Зунг Куат» - пока единственный действующий НПЗ во Вьетнаме. В настоящее время начинается строительство НПЗ на севере страны и запланировано строительство на юге. Спрос на нефтепродукты в центральной части Вьетнама, где расположен «Зунг Куат», невелик, но возможность транспортировки нефтепродуктов по морю обеспечивает эффективный доступ ко всему рынку Вьетнама для сбыта продукции этого завода.

Людмила Подобедова

04.11.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua