Государство ищет остатки Домодедово

У Домодедово может смениться собственник. Управляющая компания аэропорта обжалует решение суда о передаче части аэровокзального комплекса в федеральную собственность, но итог разбирательства неясен. Такие действия Росимущества могут привести к упадку аэропортового бизнеса по всей России.

Очередной раунд судебных тяжб по поводу владения домодедовским аэровокзальным комплексом остался за Росимуществом. 10-й арбитражный апелляционный суд 20 марта подтвердил решение Арбитражного суда Московской области, сообщила в четверг газета «Коммерсантъ». Сейчас главным остается вопрос, как это решение можно исполнить. За годы споров, пока Росимущество доказывало незаконность приватизации, постройки на территории Домодедово кардинально изменились.

Неоднозначность ситуации позволяет ответчикам подозревать неправомерность судебного решения.

«Сложилась очень странная ситуация. Даже по признанию истца - Росимущества - решение не может быть исполнено, так как объектов, названных в решении суда, не существует: большинство объектов аэровокзального комплекса построено заново или реконструировано, - рассказал «Газете.Ru» представитель пресс-службы «Ист Лайна» Эльдар Тузмухамедов. - Это означает, что есть веские основания считать решение неправосудным».

На этом дело не закончится. Для обжалования решения «Ист Лайн» обратится в Федеральный арбитражный суд Московского округа (ФАС МО). «Основный вопрос, на который должен ответить суд при рассмотрении данного дела: владеет ли компания Hacienda в настоящий момент тем же самым недвижимым имуществом, которое было передано в 1997 году ОАО «Домодедово-2» или это другое недвижимое имущество», - считает партнер юридической фирмы Tua Gratia Владимир Святов. И вопрос этот является достаточно сложным, поэтому в настоящий момент трудно предположить, какую позицию займет суд кассационной инстанции. Владимир Святов не исключает, что ФАС МО может не согласиться с позицией нижестоящих судов.

Тяжбы начались в 2005 году и относились к передаче в 1997 году объектов между ГУП «Домодедовское производственное объединение гражданской авиации» и ОАО «Домодедово-2». Госведомство сочло незаконным передачу федеральной собственности и права хозяйственной деятельности без согласия собственника. Дело дошло до рассмотрения в президиуме Высшего арбитражного суда, где и было закрыто 14 июня 2007 года на основании того, что ГУП как юридического лица уже не существовало. Росимущество, претендующее на спорные объекты, не остановилось, - новый иск был обращен к действующему собственнику аэровокзального комплекса кипрской офшорной компании Hacienda Investments Ltd.

Специалистам не вполне ясны мотивы, которыми руководствуется Росимущество. «Очень маленький гипотетический шанс отсудить у Домодедово целиком здание перестроенного аэровокзального комплекса у Росимущества есть, - считает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. - Но объяснить такие действия будет нелегко». Единственным логическим объяснением мог бы стать финансовый интерес.

Если удастся идентифицировать какие-то объекты, которые возможно вернуть в государственную собственность, в дальнейшем их можно снова за большие суммы сдать в аренду «Ист Лайну».

Один из игроков рынка анонимно предположил принципиальную позицию государства в вопросе спорной собственности. «Государство не собирается отступать от своих интересов, создавая тем самым прецедент», - предположил собеседник «Газеты.Ru». Впрочем, с позиции государственных интересов нынешние владельцы «Домодедово» вполне успешно управляют активами. По итогам 2007 года аэропорт признан лучшим в Восточной Европе по версии ACI Europe (Европейское отделение Международного совета аэропортов).

«Государство уже показало свою несостоятельность в управлении аэропортовыми активами», - считает Олег Пантелеев, ссылаясь на проблемы с екатеринбургским аэропортом Кольцово. По мнению аналитика, лучше было бы создать условия успешного государственного и частного партнерства и доприватизировать активы. В ином случае с государственным имуществом никто не захочет иметь дел. «Сам факт этого разбирательства и судебного решения может негативно повлиять на готовность частного капитала вкладываться в проекты развития инфраструктуры», - соглашается аналитик группы «ЦентрИнвест» Наталья Сорокина.

История тяжбы (СПРАВКА)

В 1996 году ГУП «Домодедовское производственное объединение гражданской авиации» (ДПОГА), комитет имущества Московской области и компания «Ист Лайн» учредили ОАО «Аэропорт Домодедово-2». ГУП получило 26% новой компании, правительство Московской области - 5% акций, «Ист Лайн» достался самый крупный пакет в 69%. В 1997 году была проведена допэмиссия акций ОАО «Аэропорт Домодедово-2». В рамках допэмиссии ГУП внесло в капитал здание аэровокзала «Домодедово». Позднее доля государственного предприятия в «Аэропорт Домодедово-2» была размыта последующими допэмиссиями.

Иск, поданный Росимуществом, связан именно со зданием аэровокзала. Якобы комитет имущества Московской области не имел права одобрять сделку между ДПОГА и компанией «Ист Лайн», так как аэропорт находился именно в федеральной собственности. Арбитражный суд отклонил иск, апелляция в свою очередь постановила вернуть аэровокзальный комплекс в государственную собственность. Однако тот уже сменил владельца. Росимущество сумело вернуть лишь движимое имущество, так как ответчиком по этому иску выступало ЗАО «Международный аэропорт Домодедово», терминал «Домодедово» уже принадлежал другой структуре «Ист Лайна» - кипрскому офшору Hacienda Investments.

В адрес Hacienda Росимущество также подало иск, но его рассмотрение было приостановлено до принятия решения по иску о недействительности договора между ГУП «Домодедовское производственное объединение гражданской авиации» и ОАО «Аэропорт Домодедово-2». Однако в июне 2007 года президиум Высшего арбитражного суда закрыл судебное дело в силу того, что такого юридического лица как ДПОГА уже не существовало. После этого, Росимущество активизировало иск к Hacienda Investments, который 10-й арбитражный суд удовлетворил в январе 2008 года, а апелляционный - подтвердил в марте 2008.

Оксана Новоженина

03 апреля 2008 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua