Горючее давит на тормоза

Эксперты предупреждают, что украинские цены на топливо не зависят напрямую от котировок нефти на мировых торговых площадках. Но обещают, что похудевшие оптовые цены позволят рознице поубавить в весе до 20 копеек.

Снижение цен на нефтепродукты началось с крупного опта. По оценкам экспертов UPECO, за июль внешний рынок потерял около 20%. Теперь же, выдержав положенный временной лаг, стоимость топлива сдвинулась с мертвой точки и на украинском рынке - за оптом потянулась розница. «Два дня назад был первый этап. Розничные цены пересмотрели крупные операторы, такие как «ЛУКОЙЛ» и «Укртатнефть». Вчера за ними потянулись «Альфа-Нефть» и другие»,- говорит исполнительный директор UPECO Сергей Куюн. «Опт похудел до $900/т. по бензину А-95, а по российскому дизтопливу - до $1030/т. Вследствие этого на отечественных стелах АЗС, к примеру, дизель уже нацелился в ближайшие дни отойти от отметки в 7 грн.»,- резюмирует он.

«Если говорить о факторах снижения, то стоит ориентироваться на импорт российского топлива. Впервые за долгое время стоимость нефтепродуктов в России пошла в сторону снижения. Волна бензина и дизеля, стоимость которых ниже украинских на 5% и 3% соответственно, пришлась на восточные области»,- отмечает замдиректора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев. Кроме этого, в последние недели большое количество российского топлива было импортировано серым путем - что экономит трейдерам еще от EUR30 до EUR60 с тонны, в зависимости от вида нефтепродуктов.

«Импорт стал настолько дешевым, что украинские заводы, пытаясь сохранить свою долю рынка, были вынуждены существенно снизить цены»,- говорит господин Рябцев. Судя по прайсам, к примеру, Шебелинского завода, только за один день цены потеряли 450 грн. на тонне. По словам эксперта, в таких условиях заводам, чтобы держаться на плаву, приходится идти на снижение затрат на переработку. «Соответственно, качество получаемого топлива ухудшается, поскольку НПЗ стараются придерживаться нижней грани требований Госпотребстандарта к нефтепродуктам»,- констатирует Геннадий Рябцев.

Но эксперты существенного дальнейшего снижения розничных цен не ожидают. Скажутся и сезонное потребление, и общие инфляционные процессы, и даже новые ценовые рамки экспертно-аналитической группы при Минтопэнерго - 6,80 и 7,09 грн./л. для бензина и дизеля, при реальных сегодняшних 6,60 и 7,03 грн./л. «Судя по тому, что наши оптовые цены рухнули на 500 грн., розничная стоимость топлива может потерять еще до пяти копеек»,- предполагает директор консалтинговой компании «Топливная альтернатива» Виталий Давий. По оптимистичному прогнозу, если конъюнктура рынков стран-источников поставок импорта в Украину будет и дальше способствовать падению, можно ожидать, что со стел заправок в августе уйдет до 15-20 коп.

«Но, похоже, нефтетрейдеры делают это с прицелом. По прогнозам, в ближайшее время нефтяные котировки опять поднимутся. Продемонстрировав сейчас, что готовы идти за снижением цен на мировом рынке, они тогда будут иметь полное право снова их повысить»,- рассуждает господин Давий.

Наталья Давыденко

13.08.2008 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua