«Гонца» оставят на орбите

Низкоорбитальная система связи «Гонец», которую совсем недавно собирались вычеркнуть из федеральной космической программы (ФКП), как устаревшую и не пользующуюся спросом, получит новую жизнь под крылом Минтранса. Решение было принято по результатам научно-исследовательской работы и полевых испытаний, проведенных летом-осенью прошлого года.

«Результаты работы показали, что возможности системы «Гонец» могут быть эффективно использованы для решения задач, направленных на достижение целевых индикаторов Транспортной стратегии РФ до 2030 года и обеспечения работы системы «ЭРА-ГЛОНАСС», на территориях, не покрытых сотовой связью», — доложил замминистра транспорта Алексей Цыденов вице-премьеру Дмитрию Рогозину в письме, копия которого есть в «Известиях».

Первые средства от Минтранса «Гонец» должен получить уже в этом году.

— Нами запланировано проведение в этом году несколько опытно-конструкторских работ (ОКР), связанных с использованием возможностей низкоорбитальной группировки, — пояснил Алексей Семенов, директор департамента программ развития Министерства транспорта РФ. — В условиях ОКР мы не можем указать конкретную систему, это было бы нарушением закона. Но выбор низкоорбитальных спутниковых группировок у нас небольшой. Мы в прошлом году провели анализ всех систем спутниковой связи, которые действуют на территории РФ. Оказалось, что в северных и приполярных широтах наиболее эффективны «Гонец» и Iridium. Но Iridium система американская, а перед нами стоит задача обеспечения как навигационного, так и телекоммуникационного суверенитета.

В офисе «Гонца» уточнили, что темой одной из первых ОКР по линии Минтранса станет формирование нормативной базы для внедрения «Гонца» на определенные виды транспорта. Идея в том, чтобы дополнить терминалы ЭРА (с 2017 года все новые автомашины, которые пускаются в обращение на территории стран Таможенного союза, должны иметь встроенный терминал ЭРА) спутниковым каналом. Чтобы автоматический сигнал об аварии мог быть передан в диспетчерский центр в том случае, если с авто случились неприятности в месте, где у сотовых сетей нет охвата.

— ЭРА не будет работать там, где нет сотовой связи, а ведь ее нет на 90% территории, — отмечает Семенов. — Мы докладывали об идее интеграции ЭРА с «Гонцом» Рогозину — получили поддержку. Обсуждали этот вопрос с главой Минкомсвязи Николаем Никифоровым, главой Роскосмоса Олегом Остапенко — все эту идею поддержали.

В 2012 году Роскосмос думал о закрытии «Гонца». Обсуждая возможные пути коррекции ФКП, космическое ведомство было готово пожертвовать этой системой, хотя значительной экономии это бы не дало. Каждый аппарат «Гонец-М» стоит бюджету 239,5 млн рублей, что относительно недорого. Конверсионная ракета-носитель «Рокот» в ценах 2013 года стоит 447 млн рублей, пусковые услуги — 175 млн рублей. В 2012 году было принято решение пока не финансировать создание спутников нового поколения «Гонец-М1». Компанию отдали под управление молодому менеджеру Дмитрию Баканову, пришедшему из телекоммуникационного рынка. Возглавлявший в то время Роскосмос Владимир Поповкин тогда прямо сказал журналистам: если новый руководитель сможет сделать компанию коммерчески состоятельной, то она будет жить.

Изначально «Гонец» — военная система связи, задуманная как помощь разведке для передачи информации с компактных устройств. Сейчас «Гонец» управляет шестью спутниками, в будущем орбитальный флот предполагается довести до 14 аппаратов — чтобы время доставки сообщений (длиной до 256 символов) между абонентами снизилось до нескольких минут.

Александр Гурко, глава некоммерческого партнерства ГЛОНАСС, считает, что интеграция с «Гонцом» позволит повысить экспортную привлекательность системы «ЭРА-ГЛОНАСС»:

— Использование «Гонца» делает ее независимой от наземных сетей. Планируется интегрировать абонентские терминалы ЭРА-ГЛОНАСС (они сейчас работают через сети GSM) и «Гонец», чтобы обеспечить передачу информации из одной системы в другую, — пояснил он.

Поскольку утвержденный Таможенным союзом техрегламент транспортных средств предусматривает интеграцию в автомобили бортовых систем, передающих информацию именно по GSM-каналам, планируется, что в ближайшее время интегрированное двухмодовое оборудование GSM — «Гонец» будет применяться в качестве дополнительного. Его будут ставить на транспортные средства, передвигающиеся в тех зонах, где сотовой связи нет.

По словам представителя «Гонца», на II квартал этого года запланирован запуск еще трех новых спутников. В конце весны также должен быть утвержден облик перспективного аппарата, исполненного с учетом использования системы в транспортном комплексе.

Иван Чеберко

04.02.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua