Год без «АэроСвита»: как авиаотрасль Украины прожила 2013 г.

Первое, за что начали бороться авиакомпании в уходящем 2013 году - освободившиеся направления «АэроСвит». До банкротства экс-крупнейший перевозчик Украины обслуживал 80 международных маршрутов в 34 страны мира. Освободившиеся направления разлетелись как «горячие пирожки». Львиную часть направлений забрала МАУ. Так, только в первом полугодии 2013 года авиакомпания открыла 29 новых направлений, увеличив количество рейсов в 1,5 раза, в результате став №1 на рынке. Так, авиакомпания получила назначения на все дальнемагистральные маршруты «АэроСвит». Часть направлений досталось Wizz Air, «Ютейр» и Air Onix.

С уходом монополиста пассажиропоток украинских авиакомпаний упал почти на 20%, а общий - только на 0,3%. Объяснение простое - большую часть клиентов «АэроСвита» получили и иностранные перевозчики. Причем, кроме европейских компаний, на рынок вышли и азиатские перевозчики, многие из которых делают сейчас ставку на нашу страну.

К сожалению, 2013 год также заканчивается предвестником банкротства. Авиакомпания Air Onix приостановила полеты с 11 декабря, в частности, в связи с задолженностью перед хэндлинговыми компаниями за наземное обслуживание. При этом авиаперевозчик планировал с 19 декабря возобновить выполнение рейса Киев - Симферополь и далее восстанавливать рейсы по остальным маршрутам, однако не сделал этого.

Банкротство «АэроСвит» подкосило и главный столичный аэропорт «Борисполь» (авиакомпания обеспечивала 32% всего объема авиаперевозок аэропорта), который только к концу года смог выйти в «плюс» по пассажиропотоку. В ноябре аэропорт обслужил 623,9 тыс. пассажиров, что на 12,6% больше, чем в ноябре-2012. До этого главная воздушная гавань только теряла пассажиров. В итоге за 11 месяцев «Борисполь» обслужил 7,32 млн. пассажиров против 7,94 млн. за аналогичный период 2012 года.

Кроме этого, в 2013 году аэропорт «Борисполь» несколько раз оказывался в эпицентре скандалов и с потерей багажа пассажиров, и с громкими перестановками в руководстве аэропорта. Так, 24 июля Министерством инфраструктуры был выдан приказ о смене генерального директора аэропорта, и место Антона Волова занял бывший гендиректор аэропорта «Одесса» Алексей Кочанов.

Но все же конец 2013 года «Борисполь» встретил на мажорной ноте. С начала зимней навигации аэропорт открыл более 20 новых авиасообщений в страны Европы и Азии. Так, из Киева начала выполнять ежедневные регулярные рейсы крупнейшая авиакомпания Швейцарии Swiss International Airlines (по маршруту Цюрих - Киев - Цюрих). 12 ноября свой первый рейс из «Борисполя» по маршруту Казань - Киев - Казань открыла авиакомпания «Татарстан». С 1 декабря аэропорт начал обслуживать новую авиакомпанию Ellin Air, которая будет выполнять рейсы по маршруту Киев - Салоники (Греция). С 23 октября авиакомпания «Роза Ветров» начала летать в Бангкок, а ее чартерная программа теперь включает рейсы в Пунта-Кану (Доминикана), Зальцбург (Австрия), Татры (Словакия), Куусамо и Киттиля (Финляндия). Авиакомпания «Авиалинии Харькова» с конца октября начала выполнять дальнемагистральную программу по маршрутам Киев - Гоа (Индия) и Киев - Бангкок (Таиланд). С декабря, аэропорт «Борисполь» начал обслуживать регулярные рейсы авиаперевозчиков Meridiana Fly по направлениям Неаполь и Верона (Италия), а с февраля-2014 Austrian Airlines будет осуществлять рейсы в Инсбрук (Австрия). Новые чартерные рейсы открыла в Гран-Канарию (Испания) из «Борисполя» и авиакомпания UTair.

Открытие новых рейсов сопровождалось «терминальной революцией». Так, терминал «В» аэропорта «Борисполь» решили передать под чартерные рейсы и рейсы «бюджетных» авиакомпаний. А терминал «F» и вовсе отдали под грузовые перевозки.

Столичный аэропорт №2 «Киев» в 2013 году решил, что не хочет быть в тени старшего брата. «Сейчас мы активно работаем над привлечением новых авиакомпаний в аэропорт «Киев», - говорит глава совета директоров аэропорта «Киев» (Жуляны) Денис Костржевский.

Как результат, показатели аэропорта за 11 месяцев, в отличие от «Борисполя», демонстрируют положительную динамику роста. Услугами аэропорта воспользовались 1,71 млн. пассажиров, что на 154% больше, чем за аналогичный период прошлого года. И на этом руководство аэропорта «Киев» не собирается останавливаться. «По итогам 2013 года, мы рассчитываем выйти на 2 млн. пассажиров. А уже в следующем году аэропорт планирует увеличить пассажиропоток на 15-20% и довести в 2014-2015 годах общий пассажиропоток до 2,5 млн. пассажиров», - говорит Денис Костржевский.

Во многом таких результатов аэропорту «Киев» удалось добиться снижая ставки обслуживания и предоставляя преференции авиакомпаниям, которые обеспечивают наибольший пассажиропоток. «На «Визз Эйр Украина» приходится около 50% пассажиропотока. Соответственно, у нее самые большие скидки», - поясняет Денис Костржевский.

Но свой ход в «ценовой войне» готовит и «Борисполь». У аэропорта сегодня существуют специальные скидки в 10-30%, которые получают авиакомпании со значительными объемами перевозок. «В 2014 году за обслуживание трансферных пассажиров мы планируем брать 50% тарифа. Кроме того, скидка за обслуживание новых направлений составит 75% в первый год, 50% во второй и 30% - в третий», - рассказывает гендиректор «Борисполя» Алексей Кочанов.

С уверенностью можно сказать, что в дальнейшем украинские аэропорты будут наращивать пассажиропоток. Так, в ноябре-2013 Украина на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе парафировала Соглашение о совместном авиапространстве с ЕС, которое снимает ограничения для авиасообщений с 31 марта 2015 года. В частности, Соглашение предусматривает, что все авиакомпании Евросоюза смогут выполнять прямые полеты в Украину из любой точки ЕС, а украинские компании - в ЕС. Ожидается, что конкуренция поспособствует установлению рыночных цен на все рейсы.

Кроме того, в сентябре 2013 года произошло еще одно знаковое для всей отечественной авиационной отрасли событие - Украина получила I категорию FAA (ФАА - Федеральной авиационной администрации США). Это значит, что украинские перевозчики получили возможность значительно расширить географию полетов и открыть рейсы в города США без ограничений частот.

Напомним, в ходе аудита ФАА в 2004 года были выявлены несоответствия международным требованиям ИКАО и в апреле 2005 года Украина была переведена в категорию II FAA и всем украинским авиакомпаниям было запрещено открывать новые рейсы в США, использовать дополнительные самолеты и / или увеличивать частоту на маршрутах, которые уже существовали на момент завершения аудита. Также было запрещено заключать договоры code-share с американскими авиакомпаниями.

25.12.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua