На территории СНГ есть предприятия, способные самостоятельно осуществить модернизацию украинских газопроводов
Последние события вокруг модернизации украинской ГТС дают основания предполагать, что переоснащение газотранспортных мощностей будет проводиться европейскими компаниями. Так, в конце октября Президент Виктор Янукович одобрил предоставление госгарантий на 560 млн. грн. для модернизации газопровода «Союз» немецкой Ferrostaal Industrieanlagen GmbH, а в ЕС заявили о готовности выступить инвестором модернизации ГТС.
Похоже, возможность участия в проекте отечественных предприятий не рассматривается. Между тем ранее ряд украинских компаний заявляли о наличии необходимого производственного потенциала для реализации поставленных правительством задач. Однако эти предложения не были поддержаны чиновниками. Обосновывая невозможность участия в проекте украинских предприятий, представители министерств и госмонополий указывали на технологическую отсталость отечественных заводов и выпускаемого ими оборудования, разобщенность производств, отсутствие необходимого опыта. Безальтернативность привлечения европейских операторов обосновывалась тем, что в Украине нет подрядчика, способного реализовать подобный проект «под ключ» и уж тем более привлечь под него кредитование.
В Украине есть предприятия (ГП НПКГ «ЗаряМашпроект», ОАО «СМНПО им. М.В.Фрунзе», ОАО «КрТЗ «Констар», ОАО «Мотор Сич» и другие), продукция которых соответствует мировым стандартам и востребована на внешних рынках. Но самостоятельно и в короткие сроки реализовать такой проект, как модернизация национальной ГТС, ни одна из этих компаний не сможет.
И все же компания, способная своими силами провести модернизацию ГТС «под ключ», есть. Это широко известная в отраслевых кругах «Группа «Гидромашсервис». Предприятие не является формально украинским, однако имеет украинских собственников и своим положением (по ряду позиций близким к монопольному) на рынке во многом обязано украинским партнерам, управленческой компетентности и научному потенциалу.
Привлечение всех этих ресурсов в группу стало возможно благодаря Владимиру Лукьяненко - легендарной в машиностроении фигуры, в прошлом многолетнему руководителю Сумского производственного объединения им. М.В. Фрунзе. Сегодня «Группа «ГМС» - единственная в СНГ компания, осуществляющая полный цикл строительства «под ключ» поверхностных комплексов по добыче и транспортировке нефти и газа - от проектировки объекта до пусконаладочных работ и обучения персонала. Клиентами группы являются крупнейшие корпорации России, Норвегии, Китая и Индии («Газпром», «Роснефть», «ТНКВР», «Транснефть», норвежская государственная нефтяная компания Statoil ASA, Китайская корпорация ядерной промышленности (CNEIC) и другие).
Компания «Гидромашсервис» (ставшая впоследствии фундаментом для создания промышленной группы) была основана еще в 1993 году российскими предпринимателями Германом Цоем и братьями Артемом и Кириллом Молчановыми и занималась перепродажей насосного оборудования. Начать приобретение крупных промышленных активов компания смогла лишь в начале 2000х годов. Первой покупкой стал завод «Электродвигатель» во Владимирской области РФ, производивший бытовые насосы. Однако практически сразу собственники отказались от развития этого направления (продукция для ЖКХ и населения) и сосредоточились на присоединении предприятий, продукция которых была или могла быть востребована крупными нефтегазовыми или энергетическими компаниями. Так, в 2003 году был куплен крупный завод «Ливгидромаш» в Орловской области, производящий широкий спектр насосного оборудования для нефтедобывающей, нефтехимической, судостроительной промышленности, энергетики, водного хозяйства и агропрома, а в 2004м - тюменский «Нефтемаш» (подземное оборудование для добычи нефти, нефтеперекачивающие станции).
В отличие от многих ФПГ, возникших на территории бывшего СССР, «Группа «ГМС» никогда не исповедовала стратегию агрессивного поглощения: собственники присоединяемых к «ГМС» предприятий нередко становились акционерами группы и получали посты в ее руководящих структурах. Так было, в частности, с эксгендиректором «Ливгидромаша» Николаем Ямбуренко, который в дальнейшем сконцентрировал около 6% акций группы и стал руководителем дивизиона «Промышленные насосы» группы и членом совета директоров.
По похожему сценарию развивались отношения учредителей группы и с семьей Лукьяненко. В 2005 году в структуру группы вошел сумской завод «Насосэнергомаш», до этого момента контролируемый Владимиром Лукьяненко. Накануне сын главного фрунзенца, Владимир Лукьяненкомладший (бывший тогда официальным представителем СНПО в России), стал собственником акций «Группы «ГМС». В 2007-2008 годах в состав группы вошли еще два сумских актива - завод «Гидромаш» (был объединен с «Насосэнергомашем») и Научноисследовательский и проектноконструкторский институт атомного и энергетического насосостроения (ВНИИАЭН). В обмен на это Лукьяненко занял в группе пост вицепрезидента и гендиректора (сегодня - член совета директоров) и стал крупнейшим акционером «Группы «Гидромашсервис» (сегодня - 27,4% акций, по данным «Эксперта», 36,86%) - по данным газеты «Ведомости».
Сумские предприятия идеально вписались в структуру и обеспечили интенсивное развитие группы: так, «Насосэнергомаш», выпускающий насосы для нефтяной и энергетической отраслей и являющийся одним из немногих в СНГ предприятий, которое имеет лицензию на изготовление оборудования для АЭС, позволил группе осваивать заказы от тепловой и атомной энергетики. А ВНИИАЭН, являющийся головной украинской научной организацией по насосостроению, стал конструкторским бюро и экспертной лабораторией группы. Благодаря этим событиям выручка группы, в 2008м составившая около 14 млрд. руб., за три года увеличилась почти вдвое, по итогам 2011 года достигнув 27,5 млрд. руб. (более $900 млн.), чистая прибыль показала десятикратный рост - с 0,33 млрд. руб. в 2008 году до 3,4 млрд. руб. в 2011м, EBITDA - более чем трехкратный скачок - с 1,6 до 5,5 млрд. руб.
В 2005-2011 годах группа активно расширялась. Список входящих в ее состав производителей нефтегазового оборудования пополнился тюменскими «Сибнефтемашем» (оборудование для интенсификации добычи нефти и повышения нефтеотдачи пластов) и «Сибнефтеавтоматикой» (контрольноизмерительные приборы). Усилилась проектная база группы: был куплен тюменский институт «Гипротюменнефтегаз» (проектирование объектов нефтедобычи) и две мощные проектностроительные сибирские компании - «Сибкомплектмонтажналадка» и «Томскгазстрой», специализирующиеся на работах по сооружению широкого спектра объектов нефтегазового комплекса.
В 2011 году «Группа «ГМС» провела IPO на Лондонской бирже, разместив 36,9% акций и выручив $360 миллионов.
В 2012 году группа начала экспансию за пределы СНГ, купив немецкий завод компании Apollo Goessnitz GmbH, производящий центробежные насосы и системную технику для нефтегазового комплекса.
Главным же приобретением 2012 года и последних лет стал завод «Казанькомпрессормаш», один из крупнейших производителей компрессоров в СНГ, купленный за $168 млн. Этим приобретением группа замкнула цепочку своих производств, став первой в СНГ структурой, которая автономно, без привлечения сторонних подрядчиков, может реализовать любой проект для нефтегазового комплекса «под ключ».
C приобретением казанского компрессорного предприятия группе удалось стать претендентом на роль лидера рынка машиностроения для нефтегазодобычи в СНГ, которым до сих пор было СНПО им. Фрунзе.
Присоединение «Казанькомпрессормаша» немедленно отразилось на производственных показателях группы: так, в третьем квартале 2012 года совокупный объем заказов увеличился на 127% в годовом сопоставлении - до 9,4 млрд. руб.
Таким образом, модернизация ГТС возможна и без компаний ЕС. В Украине для этого есть и необходимые мощности, и кадры, способные организовать работу этих мощностей. Собственно, модернизация возможна исключительно силами российскоукраинской «Группы «ГМС», которая, к слову, устами нынешнего председателя правления сумского «Насосэнергомаша» Владимира Ямбуренко уже заявляла о своей готовности к ведению работ на ГТС. Стоимость и самого проекта, и кредитного финансирования, и дальнейшего обслуживания установленного оборудования в этом случае будет существенно ниже, чем у европейских подрядчиков. В конце концов, дабы избежать обвинений в «экспансии российского капитала», правительство могло бы создать некий машиностроительный консорциум с «Группой «ГМС», включив в него подряды украинских производителей - «Мотор Сичи», «КрТЗ «Констар», «ЗаряМашпроекта» и других.
Сможет ли руководство страны, как известно, находящееся в напряженных отношениях с Россией, найти общий язык с российской компанией ради национальной выгоды, покажет время.
Виктор Мельник
5 декабря 2012 г.