Гендиректор «Визз Эйр Украина» - о полетах в условиях «приоткрытого» неба

26 ноября Министерство юстиции приостановило вступление в силу приказа Госавиаслужбы от 24 октября 2014 года «Об утверждении авиационных правил «Порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий». Этому решению предшествовала угроза «Визз Эйр Украина» покинуть украинский рынок из-за невозможности работать в новых условиях. Оценка действий компаний варьировалась от одобрения готовности отстаивать бизнес-интересы до обвинений в «шантаже» перевозчика с сомнительной эффективностью инвестиций.

Генеральный директор «Визз Эйр Украина» Акош Буш рассказывает о реалиях работы лоукост-перевозчиков в Украине и в Европе, а также о том, почему их пока нельзя сравнивать.

Для «Визз Эйр Украина» ключевая проблема предложенного Госавиаслужбой порядка заключалась в том, что для получения разрешений на международные направления нас обязывали выполнять внутренние рейсы, даже если это было для нас коммерчески нецелесообразно.

Отмечу, что «Визз Эйр Украина» никогда не давала обещаний по поводу выполнения внутренних рейсов. В 2008 году авиакомпания открыла ряд внутренних направлений, но перелеты по ним спустя некоторое время были прекращены, поскольку они не оправдали наших ожиданий с коммерческой точки зрения. В течение длительного времени единственным внутреннем направлением для нас был Симферополь, но спрос на него был только летом. А после того как аэропорт и хендлинговая компания несколько раз повышали сборы, мы были вынуждены закрыть и этот рейс.

Хочу в который раз подчеркнуть, что проблема с внутренними рейсами в Украине заключается не только в том, что они требуют совершенно другой бизнес-модели, предусматривающей высокую частоту полетов в течение дня и меньшую емкость воздушных судов. Речь также идет о некоторых украинских аэропортах, условия сотрудничества и инфраструктура которых до сих пор оставляют желать лучшего. Мы будем рады выполнять все рейсы, будь-то внутренние или международные, если они будут востребованы и коммерчески выгодны. «Визз Эйр Украина» - это бизнес, и мы никогда не отказывались от прибыльных маршрутов.

Что касается международных маршрутов: те направления, которые мы не могли использовать, были возвращены Госавиаслужбе, а не заблокированы, что, к сожалению, сейчас часто встречается. Выполнение некоторых наших текущих маршрутов приостановлено из-за политической ситуации в Украине. Так, у нас есть назначения в Грузию, одно из Харькова и одно из Одессы. И мы очень надеемся, что сможем выполнять перелеты по этим направлениям, как только ситуация в стране стабилизируется.

Лоукост-перевозчики, такие как «Визз Эйр Украина», не выполняют социальных функций как таковых. Однако то, что мы делаем перелеты более доступными для множества пассажиров благодаря низким тарифам, очень важно для государства и для людей. Это создает новые рабочие места, способствует развитию туризма и стимулирует экономику страны. Достаточно посмотреть на количество пассажиров, перевезенных «Визз Эйр Украина» (а это 1 млн. человек только в 2013 году), сеть наших маршрутов (16 в 7 стран из двух украинских городов), уровень и качество сервиса, развитие аэропорта «Жуляны», чтобы говорить о росте украинского авиационного рынка в целом. Так стоит ли сдерживать этот рост и ограничивать пассажиров в выборе, который был им предоставлен в течение последних нескольких лет?

В Западной Европе все авиакомпании работают в условиях реальной конкуренции, и при этом многие из них успешно развиваются. Конечно, есть примеры, когда государство может оказать помощь отдельным авиаперевозчикам по некоторым убыточным направлениям. Но происходит это исключительно в том случае, если такие маршруты попадают в категорию социально важных рейсов, и государство обязывает авиакомпанию выполнять эти рейсы. При этом все процессы являются открытыми и прозрачными, а правила ЕС строго соблюдаются.

Украине следует идти путем либерализации авиационного рынка. От этого выиграют как все участники отрасли, так и государство в целом. И этот путь не приемлет установления правил игры, например - схем начисления аэропортовых сборов, в административном порядке или с помощью приказов. Должны быть созданы определенные рамки, в которых местные власти или руководство аэропорта смогут самостоятельно выбирать ту модель формирования сборов, которая обеспечит им наибольший рост, помогая привлечь авиаперевозчиков. Таким образом, большее количество авиакомпаний будет заинтересовано в открытии рейсов, в том числе и внутренних. Кроме того, значительному росту авиационной отрасли будет способствовать введение безвизового режима.

«Визз Эйр Украина» работает на украинском рынке уже более шести лет. Мы остаемся приверженными этому рынку, и при этом не просим для себя преференций, кредитов на миллионы долларов и не отсрочиваем наши выплаты аэропортам либо государственным органам. На данный момент для нас как для частной украинской компании получение международных назначений является чрезвычайно важным. Мы хотим продолжать свое развитие здесь, предоставляя украинцам возможность открывать для себя новое качество авиапутешествий.

Акош Буш - гендиректор «Визз Эйр Украина»

4.12.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua