«Газпром» РФ не смог снять угрозу с юга

Российско-Белорусская межгосударственная компания «Союзнефтегаз (СНГ)» заявила о заключении контракта с Сирийской государственной нефтяной компанией об очередных работах по доразведке нефтегазоносного блока №2 сирийского морского шельфа. Соглашение, заключенное сроком на 25 лет, распространяется на 2190 км лицензионной площади шельфа Сирии между портами Банияс и Тартус. В стартовый период контракт предусматривает $90 млн. инвестиций, в том числе $15 млн. на геодезические работы и $75 млн. на бурение одной разведочной скважины.

Опыта работы по освоению морских месторождений компания «СНГ» не имеет, основной ее специализацией являются сервисные работы и поставки нефтегазового оборудования, в ходе которых она выступала посредником между ведущими российскими нефтекомпаниями и машиностроительными заводами. В 2005 году, когда правительство РФ списало Сирии ее задолженность республикам СССР, компания «СНГ» при поддержке Российскоарабского делового совета смогла выиграть ряд тендеров на право освоения нескольких сирийских сухопутных нефтегазоносных блоков. Но на большинстве из полученных площадей специалисты компании не обнаружили коммерческих запасов природного газа и нефти. Исключение составил блок XXVI, расположенный на стыке границ Сирии, Турции и Иракского Курдистана. Доступ к нему «СНГ» в 2005 году получила благодаря уходу из Сирии американской корпорации Devon Energy - тогда «СНГ» через британскую дочернюю компанию Emerald Energy Plс выкупила 50% долей этой корпорации в проекте по освоению блока (еще 50% выкупила британская независимая Gulfsands Petroleum). Полтора десятка скважин, пробуренных на этом блоке американцами, обещали приносить инвесторам до 1 млн. т высокосернистой нефти в год. Целесообразность привлечения именно российских компаний к разработке этого участка сирийские специалисты оправдывали тем, что как раз эти компании доминируют на европейском рынке нефти такого сорта, а значит способны гарантировать наиболее эффективный сбыт. По этим же мотивам Сирия отдала расположенный рядом блок XXVII российской «Татнефти», которая считается ведущим европейским производителем высокосернистой нефти. Но по факту обе упомянутые российские нефтекомпании впервые вырвались за рубежи РФ благодаря списанию сирийского госдолга перед СССР и бартерному расчету за такую услугу в виде передачи лицензий на сирийские месторождения. При этом долгое время считалось, что ключевую роль в проникновении этих компаний в Сирию сыграла входящая в группу «Газпром» компания «Стройтрансгаз» Аркадия Ротенберга. Рассчитывая на будущий ресурс сирийской добычи, она с 2007 года пыталась построить в Сирии новый ГПЗ мощностью 1 миллиард кубических метров газа в год для переработки нефтяного конденсата с вышеперечисленных блоков. В целом, сравнительно небольшие проекты «СНГ» и «Татнефти» на востоке Сирии могли бы стать для них скромным, но уверенным выходом на международную арену. Однако обе компании шли в фарватере намного более масштабных амбиций «Стройтрансгаза». А кроме строительства ГПЗ эта компания ввязалась в большую геополитику и начала конкурировать с ЕС в проекте достройки идущего из Египта сирийскотурецкого участка газопровода Arab Gas Pipelines (AGP). Сирии было бы разумно воздержаться от такой трагической конкуренции зарубежных инвесторов на своей территории, но для этого сирийский диктатор Башар Асад оказался слишком зависим. В результате квоту на право строительства газопроводов через территорию Сирии кроме РФ начал требовать еще и Иран, который кредитует Башара Асада не меньше Москвы. Тегеран настаивал, что соединение газовых систем Сирии и ЕС через Турцию нецелесообразно. И соединять арабские газопроводные сети с ЕС надо совсем по иному - путем строительства подводного газопровода из Ирака и Сирии на остров Кипр и далее в Грецию. Этот проект, получивший название Islamic Gas Pipelines, был официально презентован в 2010 году, буквально накануне начала гражданской войны в Сирии.

Разгоревшаяся в Сирии конфронтация, по сути, сорвала все планы наращивания трубопроводного экспорта газа в ЕС Египтом и Ираном. И прорвавшимся в Сирию компаниям «СНГ» и «Татнефть» это принесло одни убытки. Сначала партнерская по отношению к «СНГ» Gulfsands Petroleum в 2011 году свернула все работы изза санкций против Сирии, а затем сирийские власти вообще утратили контроль над районами нефтедобычи, граничащими с Ираком и Турцией. Вполне возможно, что нынешнее решение Сирии отдать компании «СНГ» права разработки одного из блоков сирийского шельфа может стать компенсацией этих убытков. Но это в случае, если на шельфе Сирии будут выявлены такие же крупные месторождения газа и нефтяного конденсата, какие были открыты в 2010-2012 годы в соседних Кипре, Ливане и Израиле. Пока никаких признаков этого нет. Что касается «Газпрома», то он в очередной раз поменял все свои основные ставки на Ближнем Востоке. Вместо Сирии и успешно сорванного проекта AGP главным партнером российской монополии в регионе стал Израиль - правительство этой страны в начале 2013 года разрешило американским инвесторам недавно введенного в строй крупного месторождения Тамар предоставить компаниям группы «Газпром» эксклюзивное право на экспорт сжиженного газа этого месторождения на рынки ЕС и Турции. Такой поворот российской монополии от Дамаска к ТельАвиву засвидетельствовал, что на третьем году войны в Сирии между ранее координировавшейся газовой политикой Ирана и РФ возникла непреодолимая пропасть. Она моментально исчезнет, если «Газпром» какимто образом сорвет газовые экспортные амбиции Израиля или затянет сроки их реализации. Но пока конкурирующие друг с другом за доступ к рынкам природного газа ЕС Иран, Азербайджан и Египет заключили «пакт о ненападении» и нацелились на вытеснение российской монополии с рынков Южной и Центральной Европы. В результате чего конкуренция на этом направлении поставок существенно выросла. В свою очередь «Газпрому» пока удалось на этом поприще только изолировать от южного направления поставок газа Украину, которая считается вторым после Германии потребителем российского газа в Европе. Под известным ценовым прессингом Киеву пришлось отказаться от ранее широко разрекламированной политики поиска альтернативных источников импорта газа. Это создало иллюзию того, что Украина в ближайшее время не пойдет по пути Венгрии, Румынии и Болгарии, рынки которых азиатские экспортеры газа намерены отвоевать теми же ценовыми методами, которые ранее были успешно апробированы против российской газовой монополии в Турции или Греции.

Иван Петров

21.01.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua