Подозрения в умышленной сдаче пиратам координат передвижения судна «Фаина» с грузом украинской спецтехники на минувшей неделе усугубились попыткой выяснения коммерческих отношений между представителями двух ведущих фракций Верховной Рады
Широко разрекламированная украинской прессой версия пиратского захвата в Республике Сомали судна «Фаина» с грузом украинской спецтехники начала приобретать очертания корпоративного конфликта. На минувшей неделе народный депутат от «Народной самообороны» Геннадий Москаль обратился к ГК «Укрспецэкспорт» с просьбой подтвердить возможное участие в проблемной поставке ряда крупных отечественных и офшорных компаний с капиталом украинского происхождения.
В части запроса, посвященного выяснению полномочий экспедитора поставки груза, депутат попросил «Укрспецэкспорт» подтвердить такой факт: действительно ли ГК в течение этого года заключила два договора добровольного страхования груза с киевским ЗАО «Велта» на сумму 8,2 млн. грн. «Эти средства впоследствии были переведены греческому филиалу панамской компании Lyra Enterprise Ltd, которая в указанных договорах выступает официальным экспедитором по перевозке груза. Кроме этого, «Укрспецэкспорт» переправил Lyra Enterprise 1,8 млн. грн. по оплате контракта, а ДП «Укринмаш» ГК «Укрспецэкспорт» еще $1,1 млн.», - отмечается в запросе. Обращаясь с просьбой подтвердить причастность этих платежей к рейсу судна «Фаина», депутат Москаль напомнил «Укрспецэкспорту», что Минэкономики Украины письмом от 3 сентября 2003 года №50/307 запретило предприятиям Украины иметь отношения с панамской компанией Lyra Enterprise, применив к ней специальную санкцию.
Примечательно, что Lyra Enterprise еще в августе этого года была фигурантом расследования КРУ, инициированного депутатами «Народной самообороны». Разбирательство касалось выявления незаконного расходования бюджетных средств, допущенного при оплате перелетов главой Секретариата Президента Виктором Балогой во время его предыдущей работы в должности главы МинЧС.
Упомянутая в запросе компания ЗАО «Велта», по данным ГКЦБФР, учреждена ООО «Поло» и четырьмя физическими лицами. Двое из них, глава ООО «Велта Гарант Сервис» Юрий Кожокар и глава ООО «Мистецько-Творче Об’єднання» Евгений Фещенко, на протяжении нескольких созывов ВР Украины являлись бессменными помощниками народного депутата Андрея Деркача - сына экс-главы СБУ Леонида Деркача и нынешнего члена фракции ПР. В свою очередь, компания «Поло» является соучредителем бориспольского ООО «Карго Сервис Центр», связанного с международными авиаперевозками.
Что касается «Велты», то до недавнего времени одним из ее ключевых активов являлось киевское ЗАО «Спецэксимстрах». Эта компания зарегистрирована по одному адресу с ГК «Укрспецэкспорт» и занимается страхованием поставок вооружений и спецтехники. По данным ГКЦБФР, 51% акций «Спецэксимстраха» в настоящее время принадлежит ФГИ. Владельцами остальных долей капитала компании долгие годы были «Велта», днепропетровское ООО «БАПИФ» а также киевское ООО «Ситинет-Украина» - дочернее предприятие украинско-британского ООО «Интерлинк Оверсиз» (последнее известно ГКЦБФР как владелец 100% акций нефтегазостроительной корпорации «ЗАНГАС Украина», входящей в группу австрийского холдинга GDF Дмитрия Фирташа).
К настоящему времени частный пакет акций «Спецэксимстраха» поменял владельца, перейдя от ЗАО «Велта» и дочерней компании «Интерлинк Оверсиз» к группе компаний, которую возглавляет вышеуказанная «БАПИФ» и днепропетровская компания, замысловато именующаяся ООО «Научно-Экспериментальное Производство реанимирующих окружающую среду технологий (НЭП РОС Технологий)».
На момент выхода из числа прямых совладельцев «Спецэксимстраха» главой правления ЗАО «Велта» был Сергей Харовский - нынешний влиятельный функционер парламентской фракции «Народная самооборона», депутаты которой требуют от «Укрспецэкспорта» незамедлительно выявить роль «Велты» в скандальном рейсе судна «Фаина». На момент создания группы компаний ЗАО «Велта» Харовский занимал должность советника экс-главы СБУ Леонида Деркача. Длительное время он входил в ближайшее окружение Леонида Деркача вместе с бывшим главой ОАО «Харьковнафтопродукт» (ХНП) Александром Колганом.
Показателем снижения влияния группы Харовского - Колгана на экс-главу СБУ стало упрочение позиций бывшего начальника управления делами СБУ и первого помощника Леонида Деркача Александра Фокина (до 2006 года - глава Харьковского УСБУ, а затем - до 2007 года - глава Одесской региональной таможни). Причиной падения влияния группы Харовского - Колгана на бывшего главного спецслужбиста Украины киевская пресса того времени называла неудачную попытку приватизации дочерних компаний АХК «Укрнефтепродукт», куда на то время входили ХНП и ОАО «Киевгорнафтопродукт», акционером которой значился Андрей Деркач. После того как группа близких к «Велте» компаний во главе с ООО «Нафтопродукты Украины» была вынуждена уступить борьбу за активы «Укрнефтепродукта» российским и казахским конкурентам, Харовский ушел с должности главы правления ЗАО «Велта».
После этого он перешел на руководящие должности в группу компаний «Интерлинк Оверсиз», в том числе занял пост главы наблюдательного совета контролируемого «Интерлинком» ОАО «ЛК «Украгромашинвест» и пост главы наблюдательного совета ОАО «Харьковский тракторный завод». Позже, в 2005 году, когда МВД возглавил лидер «Народной самообороны» Юрий Луценко, Харовский ушел из коммерции и занял должность начальника Управления внутренней безопасности МВД (напомним, что тогда и Юрий Луценко, и Андрей Деркач шли в одной партийной социалистической связке).
До 2008 года бывший глава «Велты» лично не выказывал недружелюбного отношения к компании, которую он ранее возглавлял. Странным образом это отношение было высказано соратниками по фракции. Ведь, судя по специализации группы компаний «Велта», вопросы к ее деятельности на ниве обслуживания экспорта вооружений могли возникнуть и раньше. Нынешний запрос представителей «Народной самообороны» к «Укрспецэкспорту» с просьбой выяснить роль ЗАО «Велта» в обслуживании проблемного рейса судна «Фаина», с учетом подобных корпоративных деталей, выглядит двусмысленно. По крайней мере, складывается впечатление, что интерес депутата крайне далек от проблемы пиратского захвата судна и попытки дисквалификации компании-экспедитора. В то же время подозрения депутата Геннадия Москаля о том, что якобы связанный с «Велтой» офшор Lyra Enterprise организовывал частные авиаперелеты главы Секретариата Президента Балоги показывают готовность депутатов ввязаться в масштабный политический конфликт. Ведь если «Укрспецэкспорт» подтвердит предполагаемую связь должностных лиц Секретариата Президента с компанией одного из депутатов ПР, может разразиться крупный коррупционный скандал, который надолго парализует способность первооснователей группы компаний «Велты» к эффективному сопротивлению имущественной войны с группой «Приват» за сеть АЗС и нефтебаз в Киеве и Бориспольском районе.
Грядущие разборки среди прочего помогут ответить на вопрос, кто в секретариате прилагал усилия к тому, чтобы Президент Ющенко в течение долгого времени выступал твердым сторонником защиты первых лиц режима экс-президента Леонида Кучмы. Одним из самых ярких примеров такой поддержки стала санкция Президента на назначение в 2006 году Андрея Деркача на должность главы правления НАЭК «Энергоатом».
Андрей Старостин
7 ноября 2008 г.