Европа сталкивает Киев с «Газпромом»

 

На этой неделе Верховная Рада проведет слушания по поводу выполнения Украиной обязательств перед Европейским энергетическим сообществом (ЕЭС), к которому страна присоединилась три года назад. За прошедшее время у сторон накопилось немало претензий друг к другу. Если недавно Украине грозили из Европы санкциями, то теперь обещают деньги на модернизацию газотранспортной системы (ГТС) и крупные совместные энергетические проекты.

Накануне слушаний еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер выступил с заявлениями. Во-первых, намекнул на возможность финансирования модернизации украинской ГТС: «Мы дискутировали с партнерами из Европейского инвестиционного банка, ЕБРР и МВФ по условиям кредитов. Мы хотим финансировать модернизацию ГТС».

Во-вторых, сказал, что в ЕС рассматривают украинскую энергосистему как составную часть европейской: «Украина становится не только транзитной страной для транспортировки газа из России в Европу. Она имеет и потенциал для хранения газа. Мы рассматриваем возможности хранения 35 миллиардов кубометров газа в украинских хранилищах, возможно, до 60 миллиардов».

В Киеве удивились щедрым обещаниям еврокомиссара. Специалисты напоминают, что еще правительство Юлии Тимошенко в 2009 году проводило в Брюсселе презентацию плана по модернизации ГТС. «Сколько раз было обещано финансирование из разных источников, но денег так никто и не дал. И не даст, пока не будет реформирована компания «Нафтогаз», пока внутренний рынок не станет прозрачным», - сказал «НГ» руководитель Института энергетических стратегий Дмитрий Марунич. Он отметил, что, вступая в ЕЭС, Украина взяла на себя обязательство имплементировать европейские энергопакеты. В частности, предполагается реорганизация национальной компании и дробление ее на отдельные независимые структуры по видам деятельности - добыча, транспортировка, поставка потребителям.

Эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский считает, что именно с имплементацией энергопакетов связаны обещания Оттингера. «Это просто политические заявления. Нет никаких оснований говорить, что в Европе изменилось отношение к проблеме, что там нашлись структуры, готовые финансировать модернизацию ГТС. Еврокомиссар и не обещал ничего, а только намекнул, что Европа готова быть щедрой, если Украина будет послушной. От нас требуется завершить имплементацию второго энергопакета, а также имплементировать третий», - пояснил он, отметив, что для этого требуется решить вопрос с «Газпромом».

Землянский напомнил, что «Нафтогаз» подписал с российской компанией десятилетние контракты - как на поставку газа, так и на транзит. «Контракты действуют до 2019 года. И предполагают, что точка передачи российского газа европейским покупателям находится на западной границе Украины. То есть по территории Украины транспортируется российский газ, а транзитные услуги «Нафтогазу» оплачивает «Газпром». Третий энергопакет предполагает допуск на рынок разных операторов, а это означает, что точку продажи российского газа нужно перенести на украино-российскую границу. Но без согласия «Газпрома» и без пересмотра долгосрочных контрактов сделать это невозможно», - сказал эксперт.

В Киеве отмечают, что еще при президенте Викторе Ющенко несколько раз предпринимались попытки поменять схему, но российская сторона выступила категорически против. Не согласится «Газпром» и сейчас, уверены украинские эксперты. «Их устраивает существующая схема: долгосрочные контракты, контроль над их выполнением. Зачем российской стороне что-то менять?» - задался вопросом Марунич.

Глава секретариата ЕЭС Янез Копач, прибывший в Киев для участия в парламентских слушаниях, подтвердил местным СМИ, что третий энергопакет является частью международных обязательств Украины, он начнет действовать с 1 января 2015 года. В интервью газете «Правительственный курьер» он отметил, что украинская ГТС и газовые хранилища важны с точки зрения энергетической безопасности Европы. А поэтому назвал нежелательной передачу стратегических объектов в управление «Газпрому». «Не потому, что труба перейдет в собственность России. На самом деле не так важно, кто именно будет владельцем ГТС. Главное, чтобы он играл по общепринятым правилам ЕС - прозрачности бизнеса и равного доступа к сетям для всех поставщиков. Но, как показывает практика последних лет, «Газпром» не соблюдает эти правила. Поэтому есть опасения, что, став владельцем украинской ГТС, российская компания начнет диктовать собственные правила игры и порядки, а также вряд ли допустит к управлению третью сторону», - пояснил Копач.

Валентин Землянский заметил по этому поводу: «Любопытная складывается ситуация: европейские структуры требуют от Украины выполнения конкретных обязательств в сфере энергетики. И это приведет к жесткому обострению отношений с «Газпромом», который может уменьшить объем транзита по украинской территории, что нивелирует все прежде обнародованные планы по созданию в Украине европейского газового хаба. Может также по полной программе выставить счет за нарушение контракта в части объемов покупки газа. Многое «может», но расхлебывать придется Украине в одиночку. Европа ни разу не вмешалась в ситуацию на нашей стороне. И теперь звучат какие-то туманные обещания».

В Киеве считают, что Украина пока будет спускать на тормозах все требования европейской стороны, чтобы не ухудшать отношения с Россией. Развитие ситуации будет зависеть от того, будет ли в конце ноября в Вильнюсе подписано соглашение об ассоциации с ЕС. Если нет, то Киев может прислушаться к прозвучавшему еще в марте призыву российского премьера Дмитрия Медведева о выходе из ЕЭС и о создании двустороннего украино-российского консорциума по управлению ГТС. «Это уж совсем кризисный сценарий, вероятность которого чрезвычайно мала», - считает эксперт Марунич.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в четверг после встречи с украинским коллегой Николаем Азаровым в Калуге заявил, что Россия неоднократно предлагала Украине совместно модернизировать ГТС. Он рассказал: «Этот вопрос для нас интересен, если он интересен нашим украинским друзьям. У меня такое ощущение, что им этот вопрос не интересен больше, потому что мы несколько раз предлагали свои услуги и по модернизации, и по возможным параметрам сотрудничества, юридическим формам сотрудничества, тем инвестициям, которые мы готовы сделать». Премьер РФ отметил, что никаких решений достичь не удалось из-за пассивности украинской стороны.

Татьяна Ивженко

17.10.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua