Европа ждёт широкую колею

ОАО «РЖД», железные дороги Австрии, Словакии и Украины начали подготовку к строительству железнодорожной магистрали колеи 1520 мм, которая соединит Транссиб с европейской железнодорожной системой. Дорога станет прямым транспортным коридором между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

В минувшую пятницу в Вене (Австрия) между ОАО «РЖД», железными дорогами Австрии, Словакии и Украины был подписан протокол о начале предпроектной стадии исследовательских работ по продлению железной дороги колеи 1520 мм в Центральную Европу.

Протокол, который со стороны ОАО «РЖД» подписал вице-президент компании Олег Тони, оговаривает совместные цели по привлечению грузопотока на маршрут Азия - Россия - Центральная Европа и повышению конкурентоспособности железнодорожных перевозок по сравнению с морским и автомобильным транспортом. Предстоит изучение технических и финансовых возможностей повышения привлекательности существующей инфраструктуры, её модернизации, а также строительства новых железнодорожных линий широкой колеи.

За день до подписания протокола президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, находившийся в составе делегации премьер-министра Правительства РФ Виктора Зубкова, совершавшего официальный визит в столицу Словакии Братиславу, сказал журналистам, что цель проекта заключается в соединении железнодорожной системы Центральной Европы с регионами Транссибирской магистрали.

«Не исключено, что впоследствии могут быть построены и ответвления на юг: на Адриатику, страны бывшей Югославии, Италию. Заинтересованность в участии в проекте есть также и у «Немецких железных дорог», - сказал Владимир Якунин.

Также, по его словам, приблизительный объём необходимых инвестиций в проект оценивается в $4,3 млрд, при этом доходы и расходы будут делиться пропорционально той части транспортной системы, которая проходит через территорию той или иной страны, уточнил Владимир Якунин.

Подписанный в Вене документ предполагает, что в этом году завершится предпроектная часть, будут проведены финансовые расчёты. В 2009 году появится бизнес-план, после чего будут определены конкретные сроки реализации проекта, а также все финансовые параметры.

Планируется, что реализация проекта продолжения ширококолейной железной дороги в Европу будет вестись от Кошице (граница Словакии и Украины) до Братиславы с выходом на Вену и созданием логистического центра на Дунае.

Глава Правительства РФ отметил важность проекта продления ширококолейной железной дороги от Кошице до Братиславы с выходом на Вену. «Создание на Дунае международного логистического центра значительно увеличит грузопоток из Европы в Азию», - заявил Виктор Зубков на встрече с премьер-министром Словакии Робертом Фицо.

«Гудок» сообщал, что менее года назад РЖД и «Австрийские железные дороги» создали рабочую группу для изучения проекта прокладки колеи 1520 мм в Европу.

В мае 2007 года, когда Владимир Якунин находился в Вене в составе официальной делегации Президента России Владимира Путина, был подписан меморандум между РЖД и «Австрийскими железными дорогами» о необходимости создания рабочей группы по вопросам возможного строительства колеи 1520 мм для налаживания сообщения из России через Украину и Словакию в Западную Европу.

В том же месяце в Москве был подписан меморандум о взаимопонимании между ОАО «РЖД» и министерством транспорта, почт и телекоммуникаций Словацкой Республики. Документ зафиксировал договорённость сторон об изучении возможностей продления железнодорожной колеи стандарта 1520 от словацкого города Кошице до Братиславы.

Аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Севастьян Козицын сказал «Гудку», что планы продления широкой колеи из СНГ в Европу обсуждаются уже более 10 лет. Проект предполагает вывод на Транссиб европейских грузопотоков, а также перспективу беспрепятственных перевозок в Европу по железной дороге грузов из стран АТР без потерь времени и средств при переходах с колеи 1520 мм на европейскую 1435 мм.

По мнению эксперта, проект прибавит объёмы грузооборота и у ОАО «РЖД» возникнет мощнейшее конкурентное преимущество при соперничестве с другими видами транспорта. Кроме того, можно развивать и трансконтинентальные пассажирские перевозки.

Гендиректор Агентства управленческих технологий Сергей Лопарев считает, что РЖД смогут получить и дополнительный экономический эффект за счёт вождения поездов в Европу на своей тяге, если это будет прописано в последующих договорах.

При этом эксперт сказал, что строительство широкой колеи обойдётся недёшево и необходимо грамотно соотнести высокую инвест-потребность проекта и его транспортный и геополитический эффект, чтобы выгода для ОАО «РЖД» и России в целом была очевидна и значима со всех сторон.

Александр Шугаев

07.04.2008 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2018

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua