Еще один путь в обход России

 

Страны ГУАМ намерены предложить партнерам новый маршрут доставки грузов с Запада на Восток и наоборот в обход России. Этой цели была посвящена международная конференция «ГУАМ-Транзит», которая прошла в Баку с участием национальных координаторов стран этого регионального объединения, руководителей соответствующих министерств и ведомств, бизнес-кругов, представителей государств-партнеров, международных организаций и финансовых структур.

Организаторами мероприятия стали страны ГУАМ совместно с министерствами иностранных дел и транспорта Азербайджана.

Основные цели и задачи конференции были названы в первый же день: организаторы обсуждают нынешнее состояние транзитного коридора ГУАМ, рассматривают возможности усовершенствования его потенциала и привлечения международной поддержки и инвестиций, изучают пилотные проекты в рамках коридора ГУАМ, а также перспективы увеличения грузопотока, унификации систем пограничного и таможенного контроля.

«Роль транспортного коридора ГУАМ в трансрегиональном и Евроазиатском масштабе», «Транскаспийское протяжение коридора, выход транспортного коридора ГУАМ на Европу», «Транзитная политика стран ГУАМ, перспективы увеличения грузопотока, увеличение конкурентоспособности коридора ГУАМ», «Облегчение процедур пересечения границ, уменьшение загруженности транзитных маршрутов и увеличение грузооборота» - вот основные темы, которые были обсуждены на мероприятии. Эксперты расценили это как презентацию транспортных возможностей стран ГУАМ.

Иными словами, ГУАМ предлагает шире использовать транспортный коридор Восток-Запад, который пролегает вне южных границ России. География маршрута охватывает территории центральноазиатских стран, Азербайджана, Грузии и далее Украины и Молдавии с выходом на Центральную Европу.

«Преимущество проекта заключается в большой степени интегрированности интересов стран-членов ГУАМ, они имеют единые принципы, единую систему ценностей», - сказал журналистам генеральный секретарь ГУАМ Валерий Чечелашвили.

Среди важнейших компонентов транспортного коридора ГУАМ он особо подчеркнул маршрут Баку-Поти, протяженность которого составляет 900 км. По его словам, благодаря усилиям правительств Азербайджана и Грузии улучшаются технические и качественные возможности этого пути, его пропускная способность и система обслуживания. Чечелашвили выразил желание в перспективе видеть Баку-Поти как единый компонент ТРАСЕКА - проекта транзитных путей, ведущих через Казахстан из Европы в Центральную Азию. Важнейшее место в этой цепи отводится Азербайджану, который сегодня не жалеет инвестиций в совершенствование своей транспортной системы.

«Объем инвестиций в транспортную систему Азербайджана за последние два года увеличен более чем на миллиард долларов», - заявил «НГ» замминистра транспорта Азербайджана Муса Панахов. При этом он добавил, что в ближайшие 5 лет предполагается увеличить эти объемы на 7 млрд. долл.

По словам замминистра, Баку особо приоритетными транспортными коридорами считает Запад-Восток, Север-Юг, развитие ТРАСЕКА, членами которого являются страны ГУАМ. Строительство же железной дороги Карс-Ахалкалаки-Баку, по его словам, позволит по первичным оценкам транспортировать из Европы в Азию и наоборот ежегодно около 5 млн. т грузов с дальнейшим увеличением этих объемов до более 10 млн. т. Следует заметить, что коридор Восток-Запад уже действует, принося немалые доходы Азербайджану и Грузии за счет транзита грузов из Центральной Азии в Европу.

Исрафил Сулейман, Баку

2008-05-12




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua