Еще не взлетели

Дорога от Мадрида до Барселоны на поезде теперь занимает два с половиной часа вместо четырех с половиной, в начале года открылся 35-километровый туннель сквозь Альпы, который сократил путь между Швейцарией и Италией на целых 75 минут. Поезда Eurostar Лондон - Париж и Лондон - Брюссель тоже стали быстрее на 20 минут.

Бонусы

Путешественники все чаще предпочитают поезда самолетам. Компания Eurostar сообщила, что в 2007 году продала на 15% больше билетов, чем в 2006-м. При этом в Великобритании объем пассажирских авиаперевозок за последние два года снизился на 2%, хотя с 1970 года стабильно рос на 6% в год.

Скоростные поезда нужны не только работающим европейцам, чтобы ездить в командировки или даже на службу, но и прибывшим издалека туристам, которые устали от стыковок, досмотров и задержек рейсов. Кроме того, аэропорты стоят «на отшибе»: скажем, жеронский, где приземляется Ryanair, находится в 90 км от Барселоны.

Бюджетные перевозчики все время думают, за что бы еще содрать денег. Сдача багажа, регистрация, использование кредитных карт - все это не входит в стоимость билета (подробнее об этом см. «Редкая щедрость» в № 5 (92) от 08.02.2008). Железные дороги, наоборот, предлагают все больше дополнительных удобств. В поездах Eurostar есть электрические розетки, в купе бизнес- и экономкласса лежат газеты и журналы. В скоростных поездах TGV Med, которые курсируют между Парижем и городами на побережье Средиземного моря, можно взять напрокат DVD-плеер с фильмами. В этом году открываются ночные «молодежные» рейсы в Биарриц и на Ривьеру. На маршруте, который называется IDnight, играет музыка, есть танцпол и ночной бар.

Правило трех часов

Недостатками железнодорожного сообщения остаются цены и время, которое уходит на дорогу. Например, билет Лондон - Париж на easyJet стоит $83, а на Eurostar - $180. Кроме того, в Европе нет прямой связи с некоторыми крупными городами. Съездить на поезде из Амстердама в Берлин в агентстве Rail Europe стоит $205, а путь занимает целых шесть часов, хотя расстояние всего 560 км. Для сравнения: билет дешевой голландской авиакомпании Transavia стоит $129 в оба конца, время в полете - 1 час 20 минут.

Наиболее популярны прямые и короткие маршруты. Сотрудники железнодорожных компаний отмечают, что клиенты традиционно предпочитают поездки, занимающие до трех часов. Впрочем, председатель совета директоров Eurostar Гийом Пепи утверждает, что в последнее время они согласны и на более продолжительное путешествие. Он замечает, что на железную дорогу приходится 65% перевозок по маршруту Париж - Тулон (поезда TGV проходят его менее чем за четыре часа).

По земле дороже

Представители дисконтных авиалиний пренебрежительно относятся к конкуренции со стороны скоростных железных дорог. «У нас нет поводов для беспокойства, - говорит Питер Шеррард, представитель по связям с общественностью Ryanair Holdings Plc. - Поезда все равно будут ездить по земле, а это дорого и долго». Но из-за увеличения дополнительных сборов цена билетов дешевых авиалиний тоже растет. Авиакомпания Ryanair сообщила, что собирается увеличивать размер сборов за сдачу багажа и регистрацию в аэропорту до тех пор, пока минимум 50% ее пассажиров не станут путешествовать только с ручной кладью и регистрироваться бесплатно через Интернет.

Растут и аэропортовые сборы, и госналоги. Если сам билет на Ryanair из лондонского аэропорта Станстед во французский Перпиньян стоит $60, то полная стоимость перелета с налогами составляет уже $132, без учета сбора за обслуживание кредитной карты.

(WSJ, 12.03.08, Кирилл Корюкин)

Даррен Эверсон

04 апреля 2008 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua