Энергосбережение в большом городе

Киеву в очередной раз предстоит столкнуться с веерными отключениями электроэнергии. Согласно заявлению ПАО «Киевэнерго», с 1 декабря в столице будут проводиться аварийные отключения «с целью обеспечения жизнеспособности объединенной энергосистемы Украины в условиях дисбаланса между ее потреблением и производством». Энергетики уверяют, что отключения коснутся только промышленного сектора и не затронут жилой фонд. Как пояснили в компании, главной причиной таких мер является то, что объединенная энергосистема Украины энергодефицитна из-за нехватки запасов угля на складах ТЭС и внеплановой остановки энергоблока Запорожской АЭС. О том, каким образом можно преодолеть энергетический дефицит в условиях мегаполиса и в промышленной зоне, опираясь на европейский опыт, Forbes рассказал начальник подразделения «Электропривод» компании АББ в Украине Андрей Панченко.

Дефицит и дороговизна энергоресурсов, а также стремление к энергетической независимости уже давно заставили европейские страны внедрять различные шаги по энергосбережению. Все, что нужно Украине в условиях войны с Россией и дефицитом угля, это перенять их опыт и воспользоваться мировым трендом по инвестированию в энергоэффективные проекты.

Согласно последнему исследованию Международной энергетической ассоциации, среди 25-30 наиболее развитых стран Европы самый большой потенциал энергосбережения приходится на жилой фонд - 35%, на втором месте - транспорт, который дает 30%, а промышленность - лишь на третьем месте с 25%-ным потенциалом энергосбережения.

Ключевыми составляющими, которые могут обеспечить заявленные в исследовании 35% энергосбережения в ЖКХ, являются: утепление стен домов, замена окон, модернизация лифтового хозяйства и установка современных автономных котельных. По оценкам Института газа НАН Украины, сокращение потерь тепловой энергии в Украине вследствие теплосанации зданий может составить порядка 41%. В денежном эквиваленте это от 150 до 600 млрд. грн. бюджетных средств. Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства признает, что 75% многоэтажных домов сегодня нуждаются в капремонте и термомодернизации.

1 гривна вложенных средств в замену окон экономит порядка 10 грн. в оплате за тепло. Замена двигателей и систем управления лифтами - это еще 25% экономии энергии. Установка современных автономных котельных в домах позволит, во-первых, не платить за огромные теплопотери старых теплотрасс, а во-вторых - экономить от 15 до 30% платежей за электроэнергию. В среднем современная котельная для дома на 300 квартир стоит порядка 20-30 тысяч евро. Окупаемость проекта 3-5 лет.

Финансировать проекты по модернизации ЖКХ можно, прежде всего, за счет международных финансовых институтов, было бы желание города. Например, в сентябре этого года NEFCO и город Житомир подписали кредитный договор на сумму 3 млн. евро, который предусматривает реализацию мер по повышению энергоэффективности девятнадцати зданий муниципальной собственности. В список попали школы, детские сады и отделения центральной городской больницы.

В рамках проекта будут установлены индивидуальные тепловые пункты, дополнительно теплоизолированы кровли и фасады, а также старые окна заменены на современные стеклопакеты. Таким образом Житомир сможет сократить потребление природного газа для отопления зданий примерно на 1,5 млн. куб. м в год. Это означает ежегодную экономию в результате инвестиций 13300 МВт-ч тепловой энергии в год.

Львов также активно сотрудничает с международными финансовыми организациями с целью энергосбережения. Около 550 муниципальных зданий ожидают реконструкции в рамках проекта с NEFCO. Было предоставлено 3 млн. евро более чем 1400 домашним хозяйствам и 6 организациям, которые инвестировали в повышение энергоэффективности. Основная часть проектов связана с реконструкцией зданий, в которых устанавливаются новые стеклопакеты для окон или меняются котлы и теплообменное оборудование.

Модернизация транспортного хозяйства может позволить снизить до 40% потребляемой им электроэнергии. В основном это касается железнодорожного транспорта, включая метрополитен и электрички, а также легкорельсного транспорта - трамваев. Речь идет о модернизации такого оборудования, как двигатели, тяговые преобразователи, преобразователи собственных нужд и зарядных устройств, а также систем управления.

Как правило, обновление транспортных систем происходит либо за счет государства, как в случае с Россией и Казахстаном, либо в рамках проектов банков МВФ - ЕБРР, как это сделала Белорусская железная дорога, проведя модернизацию 10 электропоездов FLIRT в 2012 году.

Сегодня в Европе существует стандарт энергоэффективности, закрепленный на уровне государства. Промышленные двигатели, которые потребляют до 40% всей электроэнергии на любом промышленном предприятии, должны иметь класс энергоэффективности не менее IE2. Это обязывает практически всех операторов рынка вне зависимости от отрасли придерживаться его.

Именно эти стандарты в свое время стали стимулом для промышленности оперативно перейти на энергоэффективные технологии. С 1 января 2015 года Европа повышает этот стандарт до IE3. Самый высокий класс - это IE4. В Украине большинство производственных двигателей - IE1. Это значит, что замена двигателей на 2-й или 3-й класс может, во-первых, решить проблему дефицита и дороговизны энергоресурсов, а во-вторых, снизить себестоимость продукции.

Кроме замены двигателей, ключевыми технологиями, которые помогут любому производству экономить на энергозатратах, являются преобразователи частоты для управления и защиты промышленных двигателей на таких агрегатах, как насосы, вентиляторы, дымососы и т.д. В течение 1-1,5 лет достигается эффект по уменьшению потребленной электроэнергии на 30-50%.

Энергоменеджмент сегодня - is a must на любом предприятии. Он позволяет увязать ключевое оборудование в одну систему для дальнейшего контроля и мониторинга показателей энергопотребления всего предприятия. Для этого достаточно установить программируемые логические контроллеры. Например, «ИДС групп» установила такую систему на своем заводе в Моршине. Это позволило значительно экономить энергоресурсы и избежать аварий, так как позволяет сразу видеть, где произошел сбой и нужно заменить ту или иную деталь. Кроме того, эта система позволила заводу практически полностью избавиться от простоев, а значит, увеличить свою производительность.

Андрей Панченко - начальник подразделения «Электропривод» компании АББ в Украине

4.12.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua