Энергетикам отказали в переменах

С 1 января вступил в силу Закон «Об основах функционирования рынка электроэнергии Украины», предполагающий либерализацию электроэнергетического рынка страны. Таким образом, за годы независимости Украина сделала первый практический шаг на пути формирования цивилизованных правил игры в этом секторе. Так, если до последнего времени отечественный энергорынок работал по схеме так называемого единого покупателя (его роль играло ГП «Энергорынок»), то уже вскоре благодаря упомянутому закону участники рынка смогут заключать между собой прямые договоры, тем самым отказываясь от ненужных услуг государственного посредника. От этого процесса выиграют все без исключения. Например, дивиденды государства заключаются в том, что «Энергорынок» прекратит накапливать миллиардные долги перед производителями энергии, у которых он ее выкупает для последующей перепродажи. А остальные участники рынка смогут сотрудничать между собой напрямую, что дает наиболее конкурентоспособным производителям тока гарантию его сбыта, а потребителям - возможность покупать его по более низкой цене. Для отработки основных механизмов новой модели рынка предусматривается переходный период длиной в два года, поэтому экстремально резкой смены курса игрокам рынка ожидать не стоит. Но эта новость не радует только двух из них - госпредприятия «Энергоатом» и «Укргидроэнерго». Дело в том, что переход к либеральной модели было решено не совмещать с повышением цен на электроэнергию для населения, которое позволило бы ликвидировать перекрестное субсидирование рядовых украинцев местной промышленностью. Вместо этого непопулярного шага специалисты постановили перевести функцию донора с промышленников на новосоздающийся Фонд распределения стоимостного дисбаланса, наполнять который будут вышеупомянутые ГП. На момент принятия этого решения вызванные им дополнительные расходы атомщиков и гидроэнергетиков оценивались в 35 миллиардов грн. (эквивалент годового перекрестного субсидирования). Однако выяснилось, что они могут быть и больше. Поводом для такого ожидания стало принятое Кабмином в конце прошлого года поручение НКРЭ заморозить рост цен в энергетике. Под давлением этого решения ныне разрабатываемый Минэнерго проект прогнозного баланса электроэнергии на 2014 год не предусматривает рост оптовой рыночной цены электроэнергии. В лучшем случае это означает, что в течение года тарифы на ток не будут повышаться. Но если посмотреть на этот вопрос через призму запланированных на следующий год президентских выборов, риск популистского снижения тарифов резко повышается. Последствия такого шага первыми на себе ощутят спонсоры Фонда распределения стоимостного дисбаланса. Но главный эффект от сдерживания или снижения тарифов заключается в блокировании внедрения реформ, направленных на развитие рынка. Кстати, этот процесс уже начался. Так, две недели назад Нацкомиссия по регулированию электроэнергетики отказалась от перевода энергопоставляющих компаний (облэнерго) на стимулирующую систему тарифообразования (так называемое RAB-регулирование). Эта модель подразумевала утверждение тарифов с учетом таких параметров, как регуляторная база активов, регуляторная норма дохода, качество товара и т.д. Главное преимущество такого способа тарифообразования состоит в том, что он стимулирует энергетиков к сокращению неэффективных затрат и повышению качества услуг путем наращивания инвестиций в свою инфраструктуру. Но сейчас эти планы ушли в прошлое. Более того, НКРЭ уже начала снижать тарифы энергоснабжающих компаний на текущий год, для того чтобы удерживать стабильные цены для потребителей. Принятые решения неизбежно сократят вложения в отрасль, а вместе с ними и доходы энергокомпаний. Владеющий ими крупный капитал не заинтересован в этом процессе. Но у данной медали есть и другая сторона: синхронно со снижением ликвидности участников рынка снижается их стоимость. А такой тренд выглядит особенно гармонично на фоне планов Кабмина завершить в 2014 году приватизацию электроэнергетического сектора, выставив на торги имеющиеся у государства пакеты десятка облэнерго. По словам главы ФГИ Александра Рябченко, продать планируется «и контрольные пакеты, и то, что осталось от первой волны приватизации - 25%-ные пакеты акций». Кстати, Фонд государственного имущества умудрялся недорого продавать энергетику во все времена, поэтому установить прямую связь между финансовым состоянием выставленного на торги энергоактива и конечной ценой его продажи почти невозможно. Зато безошибочно можно утверждать, что чем чаще Украина будет использовать административную систему тарифообразования, тем дольше будет переход к рыночной.

Дмитрий Ряной

21.01.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua