Российские авиакомпании заметно снизили активность на египетском направлении, а на их место уже устремились тамошние перевозчики. Египетская авиакомпания AlMasria начинает полеты между российскими столицами и курортами Шарм-эш-Шейх и Хургада, тогда как до сих пор регулярные перевозки по этому маршруту осуществляли только отечественные компании «Аэрофлот» и «Трансаэро».
Посольство Египта проинформировало российские власти, что египетский перевозчик AlMasria Universal Airlines собирается с ноября 2013 года начать регулярные полеты по маршрутам из Шарм-эш-Шейха и Хургады в Москву и Санкт-Петербург, сообщила Росавиация.
Сейчас на маршруте Москва-Шарм-эш-Шейх и Москва-Хургада два назначенных перевозчика с российской стороны: «Аэрофлот» и «Трансаэро». Из Санкт-Петербурга имеет право летать только авиакомпания «Россия» (входит в группу «Аэрофлот»). Также несколько авиакомпаний выполняют чартерные рейсы по этим популярным направлениям.
Однако турпоток в Египет резко упал за последние месяцы из-за беспорядков в стране. Летом после столкновений силовиков с исламистами там был введен режим чрезвычайного положения. В итоге число пассажиров в аэропортах Шарм-эш-Шейха и Хургады в сентябре упало в пять раз, сообщал оператор аэропортов.
Ростуризм еще в августе рекомендовал россиянам воздержаться от поездок в Египет, а турагентствам - приостановить продвижение и реализацию путевок в эту страну «до нормализации обстановки». Эти рекомендации все еще актуальны, сообщили «Известиям» в Ростуризме. Во время беспорядков в Египте в 2011 году, когда был свергнут президент страны Хосни Мубарак, еще и авиакомпаниям было рекомендовано приостановить полеты в Египет. И «Аэрофлот», и «Трансаэро» тогда закрыли регулярные рейсы в Хургаду и Шарм-эш-Шейх. Но сейчас, уточнил представитель Росавиации, никаких рекомендаций для авиакомпаний по Египту не действует.
Но фактически регулярные перевозки на египетские курорты прекратились: сейчас, по данным сервиса Aviasales, можно купить билеты только на редкие рейсы из Москвы в Шарм-эш-Шейх. У самостоятельных путешественников это направление не пользуется популярностью, все кресла - это блоки агентств, объясняют в Aviasales.
Источник «Известий» в «Аэрофлоте» подтверждает, что авиакомпания сейчас осуществляет регулярные рейсы только в Каир и расширять сообщение с Египтом не планирует, так как «обстановка в стране нестабильна».
«Трансаэро» является назначенным регулярным перевозчиком на линиях Москва-Хургада, Москва-Шарм-эш-Шейх, а также на линиях, связывающих Хургаду с еще 10 городами России. Из Санкт-Петербурга «Трансаэро» выполняет в Хургаду и Шарм-эш-Шейх чартерные рейсы, сообщили в компании. Обычно «Трансаэро» выбирает свою квоту, предусмотренную межправительственным соглашением между Россией и Египтом.
- Исключение составляли периоды, когда по указанию российских государственных органов полеты в Египет не выполнялись. Это было в 2011 и 2013 годах, - рассказали в «Трансаэро».
В этой ситуации самоустранение российских перевозчиков дает шанс египетской авиакомпании. У AlMasria, начавшей полеты в 2009 году, сейчас в парке шесть судов: три Airbus A320, два A321 и один A330. В основном компания летает по Ближнему Востоку, регулярный рейс в Европу всего один - в Милан.
На российских направлениях AlMasria планирует эксплуатировать самолет A320. С какой частотой и в какой именно московский аэропорт она собирается летать, неизвестно (ни в одном из московских аэропортов «Известиям» не подтвердили факт переговоров с AlMasria). Связаться с самой египетской авиакомпанией не удалось.
Египет остается одним из самых популярных туристических направлений для россиян (на втором месте после Турции). По данным Ростуризма, в первом полугодии 2013 года Египет посетили 1,18 млн. российских туристов.
- После того как появились рекомендации туроператорам не продавать путевки в Египет, произошло сокращение чартерных программ. Но вскоре туры снова стали продаваться. Сначала операторы покупали блоки мест у коллег, потом стали снова пускать свои самолеты. Сейчас из России еженедельно в Египет отправляется до 100 самолетов, - рассказывают в Ростуризме.
В долгосрочной перспективе есть тенденция к росту и регулярному сообщению между Россией и египетскими курортами, следует из ответа Ростуризма. Когда «Аэрофлот» в 2009 году запускал регулярные рейсы в Хургаду и Шарм-эш-Шейх, он мотивировал это тем, что в этих городах живет и трудится около 20 тыс. россиян, которым с запуском регулярных перевозок становится проще летать на родину.
Олеся Елькова, Мария Киселева
30.10.2013 г.