Дорожный коллайдер

Жалобы россиян на чрезмерную дороговизну жизни в стране получают все новые подтверждения. По уровню ВВП на душу населения страна прочно обосновалась в шестом десятке государств мира, средние зарплаты в 4-6 раз ниже, чем в Европе и США, а бензин и электроэнергия для населения по цене зачастую сопоставимы или даже выше, чем в Америке, хотя и ниже, чем в Европе. Это при том, что Россия в отличие от США и Европы не импортирует, а экспортирует энергоресурсы.

Еще более курьезно российские цены выглядят, когда речь идет об освоении крупных бюджетных средств. На днях в Швейцарии запущен адронный коллайдер - сложное, напичканное аппаратурой сооружение длиной около 27 километров, проложенное под Женевой на глубине 100 метров. Его постройка обошлась в 10 млрд. долл. Одновременно власти Москвы объявили о планах прокладки под Москвой-рекой в рамках строительства Четвертого транспортного кольца нового туннеля, километр которого обойдется в два раза дороже, чем километр коллайдера. Понятно, что Москва не маленькая Женева, тут больше различных коммуникаций, плюс со временем накапливается инфляция, но и средние зарплаты тут не 6 тыс. долл., как в Швейцарии. Возможно, стоило бы попросить фирму, строившую тот коллайдер, проложить в Москве туннель, у которого не будет столь сложной технической начинки, как у коллайдера. И это позволило бы сэкономить немало бюджетных денег.

Впечатляет также цена ряда других проектов. Например, для подготовки к саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке решено построить два моста - на остров Русский длиной 3,2 км, на что выделяется 32 млрд. руб., и через бухту Золотой Рог длиной около 2 км за 17,9 млрд. руб. Даже если признать их особую уникальность, все равно не понятно, как в Китае за сопоставимые деньги - 1,4 млрд. долл. - в мае было сдано сооружение на порядок длиннее - 36-километровый мост через Ханчжоусский залив. Даже если допустить, что китайский мост не столь уникален, как владивостокские, и рабочая сила там стоила в десятки раз дешевле, все равно не понятно, почему мосты во Владивостоке столь дороги. Их возведение обходится дороже, чем в Европе. В частности, в Греции на постройку самого длинного подвесного моста длиной около 2,9 км, соединяющего города Рио и Антирио, ушло около 630 млн. евро.

Правительству давно следует обратить внимание на отсутствие реальной конкуренции при распределении госзаказов, в том числе в строительстве. Лучшие подряды, как правило, достаются фирмам, приближенным к организаторам тендеров. Это означает, что сами тендеры не стали панацеей от коррупции и завышения цен, для чего они собственно и задумывались. «Лишние» участники отсекаются еще на стадии приема заявок. Если не сломать эту порочную практику, то в будущем мы увидим еще более дорогие проекты, контрастирующие с ценой аналогов в самых дорогих странах мира.

18 сентября 2008 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua