Дорогая нефть приземлила самолеты

Повышение стоимости авиационного топлива и кредитный кризис стали причиной банкротства американских авиакомпаний. В течение недели к процедуре банкротства приступили сразу три компании: Aloha Airlines, ATA Airlines и SkyBus Airlines. О закрытии и начале ликвидации объявила и гонконгская авиакомпания низкобюджетных перевозок Oasis.

Первой в США о банкротстве объявила гавайская авиакомпания Aloha Airlines, самолеты которой 31 марта 2008 г. совершили последние пассажирские рейсы. Помимо других причин, компания не смогла справиться с конкуренцией со стороны авиакомпании go!. В течение еще некоторого времени Aloha Airlines планирует совершать грузовые перевозки, однако и они в ходе процедуры банкротства могут прекратиться.

Следом о банкротстве объявила авиакомпания ATA Airlines - десятый по величине авиаперевозчик в США. 3 апреля 2008 г. ATA Airlines отменила все рейсы и второй раз за три года объявила о банкротстве. В начале 2008 г. ATA Airlines потеряла контракт на перевозку военнослужащих и их семей, являвшийся в течение почти 20 лет основой ее благосостояния. Большинство из 29 самолетов компании были заняты выполнением военных заказов, остальные совершали рейсы в 13 городов США. После объявления о банкротстве ATA Airlines заявила, что не может вернуть деньги за купленные пассажирами билеты, и посоветовала взыскивать их в ходе процедуры банкротства.

О банкротстве из-за роста цен на топливо объявила также американская SkyBus Airlines. С момента открытия в мае 2007 г. компания периодически сталкивалась с трудностями из-за неисправностей самолетов, что приводило к отмене рейсов. Самолеты SkyBus Airlines совершали около 70 рейсов в день в 15 городов США.

Характерно, что все три обанкротившиеся американские авиакомпании, а также гонконгская Oasis занимались низкобюджетными перевозками. Так, билет на самолет компании SkyBus Airlines без учета накладных расходов можно было приобрести по цене от $10. Основной же причиной банкротства компаний-авиаперевозчиков стали высокие цены на нефть, превысившие в этом году $100 за баррель.

Результатом банкротства сразу трех авиакомпаний станет предел рынка авиаперевозок в США. Delta Air Lines и Northwest Airlines, которые являются третьей и пятой по величине авиакомпаниями США, уже возобновили и ускорили переговоры о слиянии. В результате их объединения будет образован крупнейший в мире авиаперевозчик с флотом из 900 самолетов. При этом компании рассчитывают снизить издержки, в том числе и за счет отказа от использования некоторых аэропортов. Не исключено, что образование Delta-Northwest даст толчок для последующих слияний, которые изменят расстановку сил на американском рынке авиаперевозок, где сейчас доминирует American Airlines. За счет слияний авиакомпании могут лучше противостоять росту цен на топливо и снизить убытки.

В ближайшее время конкуренция на американском рынке авиаперевозок должна усилиться. 30 марта 2008 г. вступило в силу соглашение между Евросоюзом и США, которое позволит американским и европейским компаниям конкурировать при трансатлантических перелетах. Европейские авиаперевозчики теперь могут совершать рейсы в США из любой точки Евросоюза, а не только своей страны. В свою очередь, американские авиакомпании получили право перевозить пассажиров в любой аэропорт Европы.

Дмитрий Бондаренко

10.04.2008 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua