Первая очередь автотрассы Москва - Санкт-Петербург на участке 258-334 км подорожала на 6,6 млрд. рублей, выяснила Счетная палата. В итоге один километр дороги обходится почти в 20 млн. долларов. В основном это средства государства, потому что частных инвесторов привлечь не удалось. А как их привлечь, если не только строительство дороги, но и ее содержание и ремонт неокупаемы.
По данным аудиторов Счетной палаты, долгосрочное инвестиционное соглашение (ДИС) на строительство, содержание, ремонт, капитальный ремонт и эксплуатацию на платной основе, заключенное на участке 258-334 км трассы Москва - Санкт-Петербург, требует дополнительной корректировки. ДИС содержит многочисленные ошибки, в том числе в оценке стоимости проекта.
Общий объем финансирования инвестсоглашения на инвестиционной стадии составляет 51 млрд. рублей, из них 49,6 млрд. рублей на строительно-монтажные работы и 1,4 млрд. рублей - затраты ГК «Автодор». При этом обоснования затрат ГК «Автодор» почти на полтора миллиарда рублей не было представлено, указывает Счетная палата. Участок 258-334 км строится компанией «Мостотрест», контролируемой отцом и сыном Аркадием и Игорем Ротенбергами. Контракт с ними Автодор подписал в конце 2011 года.
Счетная палата указывает на то, что стоимость строительства первой очереди трассы Москва - Санкт-Петербург в обход Вышнего Волочка превышена по сравнению со стоимостью строительства, подтвержденной госэкспертизой от 8 октября 2010 года, на более чем 6,6 млрд. рублей, говорится в сообщении ведомства. Экономического и правового обоснования превышения стоимости ГК «Автодор» не представила.
Стоимость участка трассы Москва - Санкт-Петербург в 76 км - 51 млрд. рублей или 1,5 млрд. долларов. Таким образом, один километр дороги обходится в 19,7 млн. долларов. Причем за четыре года строительство этого участка подорожало на 15% - на 6,6 млрд. рублей или 190 млн. долларов. Таким образом, с 2010-го к концу 2013 года один километр дороги подорожал на 2,5 млн. долларов.
«Это дороже, чем немецкие автобаны в пересчете на 1 км. И ответ на вопрос соответствия ширины и качества российских дорог и немецких автобанов, думаю, также ясен», - говорит газете ВЗГЛЯД один из участников рынка. Эта трасса действительно станет одной из самых дорогих в сравнении как с зарубежными, так и российскими дорогами.
Согласно данным Центра макроэкономических исследований Сбербанка России, шестиполосная трасса в американском городе Споке (North Spokane Corridor) протяженностью 44,8 км обошлась США в 2 млрд. долларов. В пересчете на километры эта дорога оказывается почти в три раза дешевле российской трассы между Москвой и Питером: 7,21 млн. долларов за один километр в США против 19,7 млн. долларов в России. А строительство одного километра Route 228 в Виргинии в пять раз дешевле, чем одного километра первой очереди трассы в России: 3,66 млн. долларов против 19,7 млн. долларов.
Да и строительство участка магистрали «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска, км 355 - км 414,7 (обход города Елец) в Липецкой области оказалось менее затратным. На этом участке километр дороги стоит всего около 2 млн. долларов против 19,7 млн. долларов.
Строительство дорожно-транспортной системы в России всегда было дорогим удовольствием. Однако первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский союз инженеров» Иван Андриевский находит аргументы, показывающие, что смета трассы может быть и обоснованной.
«С одной стороны, 51 млрд. рублей за 76 километров дороги - это много. Но с другой стороны, проведем подсчеты. Километр трассы из Москвы в Питер стоит более 670 млн. рублей. При этом еще в прошлом году эксперты оценивали, что реконструкция участка в 14 километров федеральной трассы Пермь - Екатеринбург обойдется примерно в 5,5 млрд. рублей. Стоимость километра в данном случае получается в районе 400 млн. рублей. Фактически получается, что строительство километра новой магистрали дороже всего в 1,67 раза по сравнению с реконструкцией», - подсчитывает Андриевский.
Рост проектной стоимости можно объяснить многими факторами. «Например, тем, что Автодор - это только заказчик строительства. Им была оговорена одна сумма выделенных бюджетных средств на реализацию трассы, а исполнитель в процессе строительства начал работать себе в убыток. В таком случае, чтобы сохранить строительство, заказчику приходится идти на уступки. Ведь нерентабельные проекты исполнять никто не будет. Любые коммерческие структуры работают ради прибыли», - отмечает Андриевский.
Первый участок трассы, объединяющей две российские столицы, действительно нельзя назвать самым дорогим в истории - по сравнению с 578 млн. долларов за прокладку одного километра четвертого транспортного кольца в Москве или со 140 млн. долларов за километр на 48-километровом участке трассы Адлер - Красная поляна во время подготовки к Олимпиаде в Сочи. Кольцевая автодорога в Санкт-Петербурге также в списке рекордсменов. Километр дороги обошелся в среднем в 20-25 млн. долларов.
Кроме завышения стоимости строительства дороги, аудиторов Счетной палаты также удивляет тот факт, что в 2011-2012 годах (первый этап реализации проекта) в строительство было вложено только 2% частных средств, а остальные - это государственные затраты. Речь идет о сумме почти в 12 млрд. рублей.
«Мировая практика не знает случаев подобного соотношения затрат бюджетных средств и привлеченных инвестиций, а именно - 98% к 2%, при реализации проектов государственно-частного партнерства», - говорит аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров.
Впрочем, отсутствие частных инвестиций в этот участок легко объясняется другим обнаруженным Счетной палатой фактом. Аудиторы обращают внимание, что строительство этого участка трассы Москва - Санкт-Петербург неокупаемо. Более того, не окупится не только строительство самой дороги, но и ее содержание и ремонт - даже с учетом того, что эта дорога будет платной. В итоге для эксплуатации этого участка дороги в течение 18 лет потребуется дополнительно 9 млрд. рублей.
Такой вывод Счетная палата делает на основе расчетов, что эксплуатационные платежи за 2015-2033 годы составят 14 млрд. рублей, за ремонт - 13 млрд. рублей, инвестиционные платежи - 16,5 млрд. рублей. То есть всего потребуется 43,5 млрд. рублей, тогда как выручка от взимания платы за проезд по этой дороге составит лишь 34,7 млрд. рублей.
Счетная палата направила отчет о результатах в ГК «Автодор», в Совет Федерации и Госдуму РФ. Информационное письмо отослали также министру транспорта.
Ольга Самофалова
17.02.2014 г.