Дмитрий Литвак: Инвестиции в украинские порты невозможны без реформы

Портовая реформа в Украине выходит на новый виток. И, несмотря на то, что группа нардепов 13 марта зарегистрировала законопроект, который подразумевает возвращение к прежним отношениям в портах и ликвидацию Администрации морских портов Украины, государственный курс, по всей видимости, остается прежним. В частности, премьер-министр Яценюкзаявил о необходимости работы с экспертами и потенциальными инвесторами по совершенстованию ключевых направлений реформы. Новый глава Мининфраструктуры Максим Бурбак на встречах с бизнесом вторит позиции премьер-министра, обещая ускорить реформу, усилить прозрачность и открытость, а также обеспечить комфортные условия для инвестиций в порты.

В интервью «Комментариям» отраслевой эксперт, партнер и руководитель отдела транзакций компании EY Ukraine Дмитрий Литвак рассказал о том, почему в этой реформе нуждаются не только порты, но и вся государственная экономика. Опыт EY основан на реализации портовых реформ в различных странах - потому компания была привлечена к разработке той дорожной карты, по которой отечественная портовая отрасль двигалась последние несколько лет.

На какие принципы должна опираться реформа портовой отрасли?

Наша компания подключилась к реформированию портовой отрасли на этапе разработки процедур и имплементации Закона о портах. В частности - к написанию требований к технико-экономическим обоснованиям и процедурам прохождения согласования различных проектов. Мы также являемся активными участниками рабочих групп экспертов по реформе портов.

В основе реформы морских портов заложены несколько принципиальных моментов. Первый - общепринятой практикой реформирования портового хозяйства является уравнивание конкурентной среды путем разделения коммерческой и административной деятельности. Этот шаг позволяет привлечь в украинские порты тех, кто привык работать на понятных, прозрачных и конкурентоспособных условиях. В конечном итоге мы получим увеличение грузооборота в портах.

Второе - акцент на реформах, связанных с расширением портовой инфраструктуры и ее модернизации. И третий - постепенный вывод государства из коммерческой деятельности в портах. Поиск, привлечение инвестора к проекту модернизации инфраструктуры, управление самим проектом лучше отдать в руки профильной компании. И, конечно же, социальная составляющая реформ. Во всех проектах развития портовой индустрии, к которым мы имеем отношение, создание рабочих мест, отчисления в бюджеты и забота о социальной инфраструктуре занимают важнейшее место.

Что говорит международный опыт реформирования портов? На что украинским портам необходимо обратить внимание?

EY как одна из крупнейших глобальных инвестиционных компаний имеет значительный опыт участия как в проектах реформирования портовых хозяйств в разных странах, так и в проектах по привлечению инвестиций. Из нашего международного опыта: концессия наравне с приватизацией является одним из самых эффективных инструментов привлечения финансирования и расширения, усовершенствования портовых мощностей. Это понятный механизм для инвесторов.

Как оцениваете потенциал украинских портов с точки зрения инвестиций?

К нам часто обращаются инвесторы, профильные компании из разных сфер портового хозяйства, чтобы разузнать суть реформы. Такой интерес свидетельствует об очень высоком потенциале инвестирования в портовую деятельность. Мы видим, что движение идет в правильном направлении, и его ни в коем случае нельзя тормозить. Время играет против нас.

Возможно ли привлечение инвестиций в украинские порты без полноценной реализации реформы?

На данный момент мы консультируем порты по трем инвестиционным проектам, помогаем в подготовке ТЭО. Еще несколько проектов находятся на стадии согласования перед подписанием. Уже разработаны все механизмы, которые позволяют инвестору заходить в порт со своим концессионным проектом, определены процедуры и требования к его реализации. Ждать, когда в Украине торжественно объявят о завершении реформы, не нужно. Нужно действовать. У Министерства инфраструктуры есть возможность уже до конца финансового года подписать с инвесторами договора от 400 млн. долларов до 1 млрд.

Нужно также думать, как привлечь внутреннего инвестора. У населения, по последним данным, более 40 млрд. долларов. Если будут созданы условия для внутреннего рынка капитала, то и часть этого финансового ресурса может пойти в реформируемую портовую отрасль. Например, пенсионная реформа, которая позволит пенсионным фондам - как частным, так и государственным - инвестировать в портовые компании.

Как нужно откорректировать реформу с учетом того, что средств в бюджете мало?

Да, денег государству сегодня не хватает, финансирование госпрограмм, которые не имеют мгновенного экономического «выхлопа», следует остановить. Программа же развития портовой отрасли не будет сокращена, так как значительные объемы ее финансирования обеспечивают сами инвесторы. Кроме этого, следует обсуждать и механизмы, при которых инвестор берет на себя часть государственных обязательств, за что получает некую компенсацию затрат в коммерческой деятельности, например, каникулы на портовые сборы. Все это нужно уже сегодня просчитывать в финансово-экономической модели. Известно, что бизнес готов к такому диалогу.

21.03.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua