Для Дунайского пароходства ищут «хорошие руки»

В транспортном ведомстве год не замечали убытков ОАО «Украинское Дунайское Пароходство»

С апреля 2010-го до декабря прошлого года президентом Украинского Дунайского пароходства (УДП) был Юрий Развозчик, который до этого назначения работал заместителем предправления по безопасности, охране и режиму белоцерковского ОАО «Трибо» (производитель фрикционных изделий для автомобилей, сельскохозяйственной, дорожной и другой техники). Слухи связывают эту компанию с семейным бизнесом первого замминистра инфраструктуры Константина Ефименко. Поэтому такое назначение не вызвало особо удивления в экспертной среде. Однако дальше начались чудеса - новому руководителю удалось впервые за десять лет сделать УДП прибыльным. Так, за январь-сентябрь прошлого года чистая прибыль пароходства составила 2,466 млн. грн. (годом ранее - убыток 10,627 млн. грн.). Это дивное событие не осталось незамеченным, и Юрий Развозчик подал в отставку. А сменивший его на посту президента УДП Александр Долгов в декабре прошлого года инициировал проведение аудита министерским КРУ. По информации «k:», уже первичный анализ бухгалтерских документов показал как убыток за 2011 год в сумме 67 млн. грн., так и долги пароходства, превысившие $60 млн. Комиссия КРУ завершила работу в начале апреля, не обнаружив серьезных нарушений. А параллельно по инициативе СБУ была проведена ревизия УДП комиссией госфининспекции в Одесской области.

Подробностей об итогах этой проверки «k:» выяснить не удалось. Известно лишь, что выявлены нарушения, которые ревизоры из Мининфраструктуры не заметили. В частности, факты хищения госимущества. Получается, прежнее руководство УДП просто фальсифицировало отчетность, за что президент получал квартальные премии. Но как бы то ни было, обе проверки показали, что пароходство по сути банкрот, и оптимальный для государства вариант - приватизировать эту госсобственность, пока еще есть что продавать.

В части флота ситуация выглядит не так уж плохо - пароходство пока остается крупнейшей судоходной компанией на всем Дунае. Так, в УДП еще осталось около 650 судов с суммарным дедвейтом около 1 млн. т. В частности, 547 единиц транспортного флота и 102 единицы служебно-вспомогательного. Правда, половина этих судов находится вне эксплуатации, и модернизировать или ремонтировать их экономически бессмысленно. Тем более что для такого количества флота нет грузовой базы - для существующих грузопотоков достаточно 150-200 единиц. А вот с финансами явная беда. Кредиторская задолженность составляет $65 млн., из которых свыше $20 млн. - просроченная. И эта сумма задолженности в 17,8 раза превышает собственный капитал, а коэффициент ликвидности в десять раз меньше нормативного показателя. Правда, половину «кредиторки» при наличии «политической воли» можно реструктуризировать. Ведь основными кредиторами УДП являются Укрэксимбанк ($10,8 млн.), Нацбанк Украины ($22,5 млн.), а также Херсонский и Южный госпорты, предоставившие возвратную финпомощь в сумме $1,2 млн. При этом размер уставного фонда ОАО «УДП» составляет 279 млн. грн., а рыночная стоимость основных фондов (даже по цене металлолома) - около 550 млн. грн.

Учитывая все эти факты, эксперты склоняются к мысли, что самым оптимальным вариантом является реструктуризация УДП. В ее рамках морские, речные и пассажирские перевозки можно вывести в отдельные дочерние общества, где 100% акций будет иметь материнская структура - УДП. Затем пакеты акций могут продаваться инвесторам. В части грузовых перевозок флот УДП интересен для компаний ГМК, поставляющих продукцию в придунайские страны. Напомним, что ранее интерес к УДП проявлял Константин Жеваго, но в итоге приобрел судоходные компании в Австрии и Венгрии. Правда, в рамках долгосрочной стратегии УДП может быть по-прежнему интересно совладельцу Ferrexpo, так как вместе с уже приобретенными компаниями это позволит ему создать на Дунае действительно глобального игрока. Кроме того, несколько лет назад интерес к пароходству проявляли структуры Андрея Клюева, планировавшие поставлять уголь в Болгарию. Однако сейчас интерес немного остыл. Также УДП интересовались судоходные компании из Сербии, Австрии и Румынии. Но в таком варианте речь скорее может идти о покупке и уничтожении конкурента. А вот к пассажирским перевозкам (круизам по Дунаю на оставшихся в эксплуатации шести теплоходах), которые являются самым прибыльным видом деятельности УДП, проявляют интерес целый ряд туроператоров.

Александр Арбузов

22 мая 2012 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua