Дефицит или шантаж: зачем Приват одновременно закрыл 1600 АЗС

Вчера группа Приват, одним из основных акционеров которой является Игорь Коломойский, остановила продажу топлива практически на всех своих 1600 АЗС. Учитывая, что Приват, по данным Госкомстата, контролирует 22% всех АЗС в Украине, одновременная остановка всех приватовских заправок вызвала очереди за топливом в ряде регионов. Официально озвученная Приватом версия - инвентаризация, проводимая на заправках группы.

ЛІГАБізнесІнформ разбиралась, что заставило губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского остановить продажу топлива по всей стране.

Извините, переучет

В полдень 23 июля в Днепропетровской области закрылись все заправки, подконтрольные группе Приват. К 15:00 приватовские АЗС (ANP, Укрнафта, Мавекс, Сентоза, Авиас и другие) не работали по всей Украине или продавали только по топливным карточкам. На многих из 1600 АЗС, контролируемых группой, светилась надпись «б/н» (бензина нет).

«На заправках переучет товара! Ни повышения цен, ни топливного кризиса - ничего страшного! Перестаньте истерить. Скоро откроются заправки», - написал в своем Facebook заместитель Коломойского Борис Филатов.

Бензин на многих заправках был, это не скрывали сотрудники АЗС. Из четырех АЗС, куда позвонил корреспондент ЛІГАБізнесІнформ, в двух ответили, что прекратили продажу топлива за наличные по указанию сверху. Об инвентаризации они ничего не знают. «В полдень пришло распоряжение прекратить продажу топлива за наличные. Сейчас бензин отпускается только корпоративным клиентам, перед которыми есть обязательства», - рассказал сотрудник АЗС ANP в Киевской области.

Теоретически перебои топлива могли быть связаны с его дефицитом. «Приват действительно сейчас испытывает нехватку бензина из-за роста продаж и сокращения импорта из Беларуси, - говорит аналитик консалтинговой компании Upeco Александр Сиренко. - Белорусские производители переориентировались на российский рынок. Это привело к сокращению отгрузок импортного топлива Приватом более чем на 50% в последние недели».

Нехватка топлива вынудила Приват искать альтернативные каналы поставок. «В ближайшее время они (Приват) ожидают прибытие нескольких танкеров, - поясняет Сиренко. - По другим направлениям сейчас купить продукт затруднительно: все импортеры завалены заявками».

Впрочем, только дефицитом топлива объяснить закрытие более чем полутора тысяч АЗС не получится. Дело в том, что импортируемое топливо составляет максимум 20% (июнь-июль 2014-го) в структуре продаж Привата, все остальное - это бензин, произведенный на принадлежащем Привату Кременчугском НПЗ из нефти, добытой их же Укрнафтой. «Никто в один день и в одно и то же время не проводит переучет или инвентаризацию сразу во всей сети, - рассказал ЛІГАБізнесІнформ директор одной из региональных сетей АЗС. - Безусловно, в такой ситуации есть политическая составляющая».

Толстый намек Яценюку

Альтернативная версия действий Привата - попытка надавить на Кабинет министров. Завтра, 24 июля, в Верховной Раде будет рассматриваться законопроект, предусматривающий увеличение рентных платежей для нефте- и газодобывающих компаний до 70%. Эта инициатива затрагивает и Укрнафту - основной нефтедобывающий актив Коломойского и Ко.

«Если этот закон будет принят, Укрнафта будет вынуждена заплатить в бюджет дополнительно более 3,5 млрд. грн., - говорит аналитик консалтинговой компании Ньюфолк Геннадий Кобаль. - Это может сделать бизнес нерентабельным».

«Нельзя исключать, что такой шаг (прекращение продаж на всех АЗС. - Ред.) Приват делает с целью давления на власть для усиления своей позиции по вопросам бизнеса, - считает директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн. - Я полностью исключаю вероятность возникновения ситуации, когда во всех регионах, на всех АЗС одновременно закончились все марки нефтепродуктов».

О том, что Приват может использовать свое положение на рынке нефтепродуктов для давления на власть, ЛІГАБізнесІнформ рассказал топ-менеджер компании, торгующей нефтепродуктами.

Он вспоминает, что это уже не первый подобный инцидент. В 2008 году Приват на один день закрыл все заправки в родной Днепропетровской области (здесь доля рынка более 50%). Это совпало по времени с обострением конфликта за Кременчугский НПЗ: тогдашний премьер-министр Юлия Тимошенко пыталась вернуть предприятие под контроль государства.

«В то время Антимонопольный комитет ничего не предпринял для недопущения подобных рецидивов, - отмечает Куюн. - Все прекрасно знают, что под разными брендами работает единая сеть, занимающая в половине областей Украины монопольное положение».

Сейчас уже у премьера Арсения Яценюка к бизнесу Привата накопилось много претензий. Правительство пытается выбить из Укрнафты 1,3 млрд. грн. дивидендов, а также не разрешает перерабатывать технологическую нефть.

Приват VS АМКУ

В причинах одновременного закрытия всех приватовских АЗС должен разбираться Антимонопольный комитет. Впрочем, перспектива быть пойманным АМКУ за руку никогда не пугала приватовцев.

В 2003 году Антимонопольный комитет оштрафовал за ценовой сговор приватовские компании Авиас и Сентоза Ойл на 52,4 млн. и 46,4 млн. соответственно. Компаниям удалось избежать уплаты штрафа путем выведения из них активов и искусственного банкротства. То же самое произошло с компанией Кребо, которая была оштрафована на 125 млн. грн., а спустя год признана банкротом.

Евгений Головатюк

24.07.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua