Что еще придумало ГАИ, чтобы обуздать водителей

2013 год может стать одним из самых кровавых за годы Независимости Украины. Всему виной систематическое нарушение водителями правил дорожного движения, которые часто заканчиваются жуткими авариями. Чтобы исправить положение на дорогах, чиновники совместно с Госавтоинспекций подготовили новые изменения в ПДД и в очередной раз повысили штрафы. Но смогут ли драконовские методы улучшить ситуацию на дорогах? Что нужно делать, чтобы снизить аварийность? На эти и другие вопросы отвечают участники круглого стола, который прошел в редакции «Комсомолки».

Будем проверять техсостояние машин передвижными лабораториями

Сергей Будник:

- Возьмем опыт соседней России. У них повышение штрафов проходит поэтапно, чуть ли не каждый квартал. С 1 сентября этого года там минимальный штраф вырос до 500 рублей (около 120 грн. - Прим. ред). Ну и, соответственно, все остальные подросли. Что касается Украины, то в рамках национального плана действий на 2010-2014 годы разработан законопроект. Документ предусматривает, за какие нарушения можно повысить наказания. Все это сделано не для того, чтобы собрать больше денег в бюджет, а чтобы размер штрафа выступал разъяснительной, упреждающей, сдерживающей силой. Согласно документу, выделим отдельное наказание за тонировку. Ужесточим ответственность за не пристегнутый ремень, который в 70% случаев спасает жизнь водителю и пассажиру. Будет серьезное наказание за установку на авто дополнительного света, который не соответствует стандартам и конструкции автомобиля. Будет повышение ответственности за не предоставление преимущества в движении спецтранспорта, за нарушение правил, которые препятствуют свободному передвижению инвалидов, а также за заезд на полосу общественного транспорта.

- А каким образом вы собираетесь, например, проверять тонировку?

- В стране есть соответствующий государственный стандарт. Тонировка стекла не будет проверяться инспектором ДПС, который стоит на дороге и полагается на субъективное мнение. Для этого необходимы сертифицированные приборы. У нас есть 27 передвижных лабораторий для проверки технического состояния автомобиля. Планируем закупить еще дополнительную партию. Инспектор не имеет права просто покрутить руль и сказать, что у вас люфт в рулевом, для этого нужны приборы. Мы имеем все оборудование, с помощью которого будем контролировать техсостояние транспортных средств.

Штрафами ситуацию не исправить

Вадим Володарский:

- Новые штрафы, повышение наказания без защиты прав водителей вызовут только отрицательный резонанс. У нас очень часто клеймят так называемых мажоров, которые не несут ответственности за нарушения. Они не боятся нарушать правила. В то же время простого водителя разводят на деньги, наказывают за нарушение, которое он не совершал. Эти водители точно так же теряют связь между нарушением и наказанием. Все равно с них сдерут деньги. Когда мы говорим о повышении штрафов, о работе ГАИ по привлечению к ответственности нарушителей, безусловно, - это важные вещи, но не менее важно обеспечить такую правовую ситуацию, которая максимально защищала бы простого человека.

Алексей Мочанов:

- Я полностью согласен с капитаном Жегловым, который говорил: наказания без вины не бывает. Мне кажется, бороться повышением штрафов - это лечить бронхит каплями в нос. За время независимости расплодились тысячи автошкол. Они не учат водителей ездить, а готовят их к сдаче экзаменов в ГАИ. Можно повышать штрафы в 40 раз, можно отбирать у людей машины. Но кто научит их ездить?

Также серьезный вопрос - деление водителей на «белых» и «черных». Как можно бороться с «дополнительными противотуманками» и не обращать внимания на «проблесковые маячки»? Важно не столько увеличивать штрафы, сколько добиваться неукоснительной выплаты штрафов всеми, кто должен быть наказан. Нарушил - наказали, сильно нарушил - сильно наказали, слабо нарушил - слабо наказали.

Я вам что скажу: люди, которые из-за ДТП отбывают наказание в тюрьме, как один говорят: если бы его в свое время работник ГАИ строго наказал, то сейчас он бы не сломал себе и другому судьбу. А так, выпил чуть-чуть и договорился с инспектором. В следующий раз выпил больше. Результат: один - в могилу, другой - за решетку.

Вопрос не в том, сколько денег нарушитель заплатит - назначьте хоть 50 тысяч долларов за управление в нетрезвом виде, люди знают, что у нас можно договориться либо пронесет.

Владимир Караваев:

- Мы можем говорить об аварийности столько угодно, но нужно обратиться к мировой практике. На состояние аварийности и безопасности на дорогах влияют три фактора: человек, автомобиль и дорога. Все эти годы мы пытаемся воздействовать на один только фактор - на человека. Рассказываем ему, что наказание неотвратимо. Но при этом абсолютно не влияем на остальные факторы. Вот, к примеру, вопрос тонировки. Его все время поднимают, но никак не решают. А у меня самого когда-то была глухая тонировка. Как только смеркалось, я практически становился слепым. И таких авто очень много на дорогах.

Ну и самый главный фактор, который с каждым годом ухудшается, - это дорога. Это не только асфальт. Это разметка, знаки, пешеходные переходы, светофоры. Все стандарты написаны десятки лет назад. Сегодня при интенсивности движения, я считаю, эти стандарты надо пересматривать. Например светофоры. Они маленькие, на фоне современных рекламных щитов водители их не видят.

В Киеве уже тестируется автоматическая фиксация нарушений

- Не секрет, что перед постами ГАИ водители ведут себя корректнее и стараются не нарушать правил. Может, необходимо внедрить автоматическую фиксацию нарушений?

Сергей Будник:

- Я согласен, в работе инспекторов есть субъективизм, неоднозначная трактовка. По этой причине мы всячески выступаем за автоматическую фиксацию. Эта система реализует принцип неотвратимости наказания. Срок подачи законопроекта - 1 декабря. Документ предусматривает автоматическую фиксацию нескольких нарушений: скорость, проезд перекрестков, выезд на встречную полосу, парковка, превышение скорости.

В Киеве уже тестируется несколько систем автоматической фиксации. К примеру, мы установили такой прибор на выезде из Киева в сторону Броваров. За 6 часов работы на одной полосе система зафиксировала более 2 тысяч превышений скорости.

Есть еще один важный вопрос, вопрос повторности. Помните, при советской власти за три нарушения отправляли на пересдачу. В 2008 году правило повторности исчезло практически из всех статей. Так вот, поступило поручение подготовить закон о начислении штрафных баллов. Такой закон был подготовлен, внесен в Верховную Раду, но, к сожалению, не принят депутатами. Вот и имеем порочную ситуацию, когда водитель по 50 раз нарушает, превышает скорость, платит штрафы и катается дальше. Эту ситуацию мы хотим исправить.

18 сентября 2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua