Черноморский флот ответит за давление Москвы на Киев

МИД Украины заявил о незаконном перевооружении Черноморского флота и призвал севастопольскую базу придерживаться украинского законодательства. Сдержанный комментарий, обнародованный директором департамента информационной политики внешнеполитического ведомства Евгением Перебийнисом, стал своеобразным намеком российской стороне. Если Москва продолжит экономическое давление на Киев из-за евроинтеграции, Украина может нажать на российские болевые точки в Крыму.

Представитель украинского МИДа заявил: «Понимаем, что функционирование на территории Украины такого сложного механизма, как Черноморский флот, может сталкиваться с внештатными ситуациями.

Тем не менее обращаем внимание российских военнослужащих, которые несут службу в подразделениях Черноморского флота России на территории, подчеркиваю, дружественного государства Украина, на необходимость неуклонного соблюдения международных договоров и уважения к украинскому законодательству».

Поводом для официального комментария стала опубликованная на днях в авторитетной украинской газете «Зеркало недели» («ЗН») статья, в которой утверждалось, что Россия модернизирует базу в Севастополе, не обращая внимания на позицию Украины, которая не санкционировала такие действия. Формально техника и суда заходят из Новороссийска в Севастополь якобы на ремонт, но затем не выводятся из Крыма, сообщила газета. В публикации приведены конкретные примеры: «В середине февраля 2013 года десантный корабль «Азов» доставил из Новороссийска в Севастополь БТР-82АМ, новейшую модификацию базового для ВС России бронетранспортера. По прибытии в Украину новая техника провела около недели на борту десантного корабля и лишь 20 февраля была доставлена в расположение 810-й бригады морпехов ЧФ. На официальном уровне факт незаконного ввоза бронетехники на территорию Украины командование ЧФ РФ признало лишь в апреле».

Еще одним примером нарушения двусторонних соглашений, по данным «ЗН», стал незаконный ввод в украинские воды нового судна Черноморского флота: в конце апреля из Новороссийска в Севастополь пришел рейдовый буксир нового поколения РБ-389. Официальной целью был заявлен ремонт, однако новая техника была почти сразу же задействована Черноморским флотом. «11 сентября Москва пыталась незаметно провести через морские ворота Украины очередной караван судов Черноморского флота. В этот день спасательный буксир «Шахтер» поспешил завести на буксире в Севастопольскую военно-морскую базу еще два вспомогательных плавсредства - спасательный буксир СБ-4 и водолазное судно ВМ-86. Оба буксируемых судна приписаны к Новороссийску. Однако Киев этот маневр заметил и потребовал от незаконного каравана покинуть украинские территориальные воды и ждать развязки сложившейся ситуации за пределами морских границ Украины», - рассказала газета.

Руководитель Центра военно-политических исследований Дмитрий Тымчук отметил, что публикация дала возможность украинскому МИДу публично выразить свою позицию. «Вряд ли все это случайность. Не то чтобы «Зеркало недели» раскрыло тайны: россияне сами рассказали об испытаниях БТР-82АМ, хоть и не акцентировали внимание на том, где будут проходить эти испытания. Но публикация, в которой четко изложены сведения о том, что, когда и для чего завозилось в Севастополь, позволила Киеву сделать намек Москве: если продолжится давление со стороны России из-за евроинтеграции, то могут ударить по болевым точкам, в числе которых - базирование флота в Крыму», - сказал эксперт «НГ». Он отметил, что поскольку условия базирования флота до сих пор де-юре четко не регламентированы, то у Украины есть возможность качать права.

Руководитель международных программ севастопольского центра «Номос» Дмитрий Штыбликов сомневается, что украинской власти потребовалось раздувать скандал, чтобы послать сигнал Москве. «Думаю, информационную волну подняли СМИ. Судя по заявлению Перебийниса, Киев контролирует ситуацию, а МИД своевременно реагирует на все факты нарушения украино-российских договоров. Но решает эти вопросы тихо, без шума и скандалов», - сказал эксперт. Он считает, что в ближайшее время проблема не решится: «Что касается модернизации и перевооружения флота, то уже много лет ситуация не меняется: обе стороны стоят каждая на своем, не уступают в требованиях».

В конце марта текущего года министры иностранных дел Украины и РФ Леонид Кожара и Сергей Лавров договорились сдвинуть с мертвой точки решение давней проблемы. Лавров заявил по итогам переговоров: «Вопрос перевооружения и таможенных пошлин мы рассматриваем в рамках соответствующей подкомиссии по Черноморскому флоту, которая функционирует в рамках межгосударственной комиссии. Сегодня договорились активизировать ее работу, потому что целый ряд соглашений находится в стадии переговоров». Он также сообщил, что донес до украинского коллеги позицию России: «Перевооружение флота - это одна из необходимых объективных задач. Наши украинские коллеги это, как мне кажется, понимают, и думаю, что будет достигнута договоренность о том, как практически его осуществлять».

Спустя почти полгода, в конце августа, внешнеполитические ведомства снова вернулись к теме. И выяснилось, что ситуация практически не изменилась: Киев так и не дал добро на модернизацию ЧФ. Украинская сторона продолжает настаивать на выполнении флотом норм соглашения о базировании от 1997 года, согласно которому замена кораблей и вооружений может проводиться исключительно по принципу «тип на тип и класс на класс». То есть заменить устаревшую технику на новые образцы невозможно, а менять на такие же старые - не имеет смысла. «Сейчас Черноморский флот РФ находится в достаточно тяжелом состоянии - в основном это корабли старые и очень старые. Они могут ходить в море, но воевать - вряд ли. Это архаичная техника», - сказал ранее украинским СМИ директор Информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел Рудяков.

Директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский ранее пояснил «НГ», чем руководствуется Киев: «Суммарный потенциал вооружений Российского флота не должен нарушать баланс сил в Причерноморье - например, недопустимо, чтобы подлодки или самолеты ЧФ несли ядерные боеголовки». Но попытки проконтролировать поставки всякий раз приводили к скандалам.

Между тем российское командование ранее объявляло о планах обновления ЧФ: флот должен получить 5-6 подводных лодок проекта 636М до 2020 года, а также порядка 6 корветов проекта 20385 - до 2018 года. Кроме того, ЧФ должен пополниться 10 новейшими малыми ракетными и малыми артиллерийскими кораблями. В целом до 2025 года численность современных кораблей Черноморского флота должна достичь 35 боевых единиц.

Украина не мешает реализации этих планов, заявил Дмитрий Штыбликов. «Севастополь - это только одна из баз российского Черноморского флота. Они, если хотят, могут завести новые корабли в Новороссийск», - сказал он «НГ». Вопреки расхожему мнению эксперт уверен, что ситуацию нельзя характеризовать как торг со стороны Киева по газовым вопросам.

Дмитрий Тымчук считает, что торговаться или посылать сигналы Киев может, но Россия продолжит перевооружение флота без разрешения Украины. «Раньше ведь тоже были громкие скандалы: из-за передислокации частей ЧФ на украинской территории без уведомления местной власти, из-за случаев незаконного использования земель, сооружений, в том числе навигационно-гидрографических объектов, из-за таможенных платежей. Украина еще при президенте Ющенко пыталась приструнить флот, но, как оказалось, нет возможностей, не существует механизма воздействия. Что, например, сейчас можно сделать? Будем задерживать суда? Конечно, нет. Разве что ноту МИДу можем направить», - сказал он.

Депутат Верховной Рады от Партии регионов Елена Бондаренко считает, что рычаги влияния у Киева все же есть, хотя команда Януковича не намерена их задействовать. В интервью одному из информационных агентств она отметила, что украинская оппозиция может поднять тему о пересмотре внеблокового статуса Украины. «Им война - мать родна. Агрессивная политика России в отношении Украины даст им хорошую порцию доводов в пользу НАТО. Возникнет и вопрос дальнейшего пребывания в Севастополе флота недружественного Украине государства», - сказал депутат.

Татьяна Ивженко

10.10.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua