Чего ожидать Киеву в отопительный сезон

Ситуация с газом сейчас очень тяжелая, а Киеву на отопительный сезон его необходимо не менее 4 млрд. кубометров. Следует держать на минимальном режиме теплосети, чтобы не произошло замерзания с дальнейшим разрывом труб.

На сегодняшний день около 60% тепловых сетей Киева находятся в изношенном состоянии, исчерпав более чем 25-летний срок эксплуатации. Ежегодно с апреля по сентябрь «Киевэнерго» проводит обязательную процедуру - гидравлические испытания, которые позволяют выявить и ликвидировать повреждения теплосетей летом, а не во время отопительного сезона. В 2014 году за период апрель-июль уже было обнаружено 990 повреждений. За весь отопительный сезон 2012/2013 года - 3590 повреждений теплосетей, что на 4,5% меньше в сравнении с предыдущим отопительным сезоном.

Помимо почтенного возраста труб, есть еще одна причина частых прорывов. В Советском Союзе никто особо не придерживался технологических требований, а в эпоху позднего застоя, конец 70-х - начало 80-х годов прошлого века, это стало просто повсеместным явлением. Представьте, ведется массовое жилищное строительство, рабочие прокладывают распределительные тепловые сети к домам. По технологии, их надо поместить в специальные лотки бетонные, заизолировать. Но тогда было очень развито очковтирательство, потому что строителям надо было сдать план, «миллион квадратных метров» жилья. К тому же должны приехать большие начальники - ленточку перерезать.

Строители что делали? Они, ничего не заизолировав, все коммуникации засыпали землей, и люди заселялись. В те годы как раз были построены Харьковский массив, Троещина, Оболонь. Была специальная организация муниципальная - «Житлотеплоэнерго», которая эксплуатировала маленькие котельные и эти сети. При этом город не выделял ни копейки на их реконструкцию и модернизацию. К тому же в 90-е годы уровень платежей потребителей составлял 20-30%.

И только в начале 2000 года Александр Александрович (Омельченко, мэр Киева. - Forbes) волевым решением передал все это хозяйство «Киевэнерго» в управление и эксплуатацию. С надеждой, что «Киевэнерго» - это мощная сильная организация, и она вытянет всю столичную систему, включая эти внутриквартальные сети, дырявые. Сегодня «Киевэнерго» требуется 10 млрд. грн. инвестиций, чтобы в течение 5-7 лет войти в нормативный показатель по аварийности и снизить потери. При этом ежегодно необходимо менять по 100-120 км сетей.

Мне часто приходится слышать жалобы, что слишком много люков у нас на проезжих частях. Хочу сказать - это мировая практика. Чем более развита страна, тем больше люков на пешеходных и проезжих частях, так как там находится большее количество коммуникаций. Прямо под проезжей частью Крещатика находится огромный коллектор, где лежат кабельные электрические линии, водопровод, канализационный коллектор, теплосети - 4 магистрали, прямая и «обратка», находятся все газопроводы. Просто у нас в городе другого места нет. Под домами ты не проведешь, под тротуарами - слишком узкое место, поэтому и идет под проезжей частью.

Даже в таком городе, как Нью-Йорк, если вы посмотрите фильмы, а там очень часто зиму показывают, на дорогах стоят такие колпаки, из которых идет пар. Это под проезжей частью проложены трубопроводы. Причем некоторые из них работают еще с начала прошлого века, с 1910-1912 годов. Есть даже несколько дубовых трубопроводов, сделанных не из металла, а из дуба. И они работают до сегодняшнего дня. Иногда энергетиков Нью-Йорка спрашивают, чего вы их не меняете? Они говорят: вы себе представьте, как сейчас в этом Манхетенне копать? Трубы лежат глубоко, столько коммуникаций надо будет отключить, чтобы добраться до старых труб. А там же банки, телевидение, офисы, бутики. Сколько это будет стоить? Это невозможно.

Хотя, вот немцы, после объединения Германии, когда заново отстраивали Берлин, то сделали на очень большой глубине, порядка 20 м, коллектор диаметром от 5 до 8 м, как туннель метро. И там проложили все коммуникации, в том числе и кабель 500 кВт как высоковольтная линия электропередачи. В Хельсинки под городом проведен туннель длиной 18 км и диаметром в 6 м для теплосети, для трубопроводов прямой и обратной подачи воды. Под всем городом лежит теплосеть с разветвлениями. Но, в основном, подземные системы попроще.

Замена сетей происходит с разной периодичностью. Если уж совсем просто объяснять, то сколько у страны есть денег, так часто она и меняет. Потому что это не только дорогое удовольствие, но и определенные неудобства. Есть такой старый французский город Бордо. Там очень тяжелая инфраструктура технологическая. Они лет 15 назад разработали проект реконструкции и модернизации. И сказали жителям города: уважаемые жители, мы будем 10 лет копать, рыть, засыпать, поэтому вам будет неудобно. На 10 лет город превратится в ад. Вы будете ходить через мостики, траншеи, но потерпите, через 10 лет настанет очень красивая жизнь. Вот теперь «красиво» и настало.

А что у нас? Несколько лет назад «Киевэнерго» взял кредит у Всемирного банка, и объемы замены труб увеличились, было много участков раскопано. Город стал возмущаться: и киевляне сильно возмущались, и мэр возмущался, и даже президент. Я тогда объяснял, что мы меняем сейчас, чтоб они надежно работали зимой. А мне один такой киевлянин говорит: ну что зимой… порвет, вы за два дня сделаете, а так я мучаюсь месяц. Так что все неоднозначно.

Кроме того, мы уже сделали одну стратегическую, масштабную, системную ошибку в Киеве. Мы, не думая о коммуникациях, начали заниматься инфраструктурой над землей. В городе Киеве построили небоскребы, торговые центры, офисы, не подготовив коммуникации. Если вы поедете в любую развитую страну Западной Европы и мира, вы увидите, что все автомобили паркуются под землей в паркингах. А на земле у них магазины, офисы, музеи. У нас же все наоборот - магазины под землей, а машины наверху.

Польша в свое время взяла кредит у Всемирного банка на $250 млн. В Кракове и Варшаве были заменены почти все магистральные сетевые трубопроводы, распределительные, бойлерные заменены на индивидуальные тепловые пункты, где гарантийный срок работы порядка 50 лет. Поляки сделали сначала все работы под землей, поменяли все коммуникации: воду, тепло, электроэнергию, связь. Лет 10 занимались всеми коммуникациями. А потом начали заниматься тем, что над землей. Как сейчас все это делать в Киеве - сложно представить.

Но, я думаю, что ближайшие год-два ничего кардинального ожидать не стоит, даже дольше. Тем более, сейчас не очень много денег. Где-то к 2020 году что-то изменится, у нас начнется массовый ремонт. Сегодня перед нами стоит куда более важная задача: как нам сохранить трубы этой зимой?

Иван Плачков - Глава Наблюдательного совета ПАО «Киевэнерго», президент Всеукраинской энергетической асамблеи

21.08.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua