В проекте нового сборника тарифов «Укрзализныця» предусмотрела дальнейшую дискриминацию операторских компаний
В начале октября Минтранссвязи обнародовало для всенародного обсуждения проект приказа о введении в действие нового «Сборника грузовых тарифов железнодорожного транспорта Украины». Предусмотрено, что он вступит в силу с 1 января 2009 года.
Пока же действует сборник тарифов, вступивший в силу с 1 января 2000 года, разработанный в свою очередь на основе Прейскуранта 10-01 «Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки. Тарифное руководство №1 Министерства путей сообщения СССР», введенного в действие 1 января 1990 года. Тарифные ставки советского Прейскуранта 10-01 были рассчитаны исходя из условий бывшего СССР: макроэкономических показателей, объемов и структуры перевозок, средних расстояний, структуры рабочего парка грузовых вагонов, цен на топливо, электроэнергию и материальные ресурсы. В сборнике 2000 года практически сохранилась модель, принятая для командно-административной системы и плановой экономики. В основном были проиндексированы коэффициенты, исходя из изменений уровня инфляции с 1990 по 2000 годы.
Дискуссия о необходимости принятия нового сборника тарифов, адаптированного к условиям рыночной экономики, ведется не один год. Предлагалось несколько проектов, но их разработчик «Укрзализныця» пыталась сохранить дискриминационные условия для частных операторов.
Не стал исключением и последний вариант сборника. Хотя в обосновании принятия этого документа отмечен такой принцип: «обеспечение тарифных условий для создания конкурентной среды в сфере грузовых железнодорожных перевозок. Учитывая, что основные положения пакета директив ЕС по железнодорожному транспорту требуют предоставление права пользования инфраструктурой разным субъектам хозяйственной деятельности (операторам перевозок, имеющим собственные вагоны, компаниям-собственникам магистральных локомотивов, другим компаниям-перевозчикам, которые арендуют подвижной состав), в тарифе обособлены инфраструктура, вагонная и локомотивная составляющие».
При этом частных операторов в сборнике ожидает ряд неприятных сюрпризов. Получается, что приемлемая доходность для собственников (операторов) обеспечивается только при перевозках дорогостоящих грузов 3-го класса, например металла. Поэтому в этом сегменте ожидается жесткая конкуренция как между операторами, так и между операторами и самой «Укрзализныцей». Работать же в сегменте 1-го и 2-го класса (низкотарифные грузы), например, заниматься перевозкой руды, при суточной доходности в 7-70 грн., будет экономически невыгодно. Получается, что при перевозках в частных вагонах тариф ниже, чем в вагонах «Укрзализныци», но взимается плата за порожний пробег при возврате вагона.
В проекте сборника уровень ставок на перевозки в вагонах парка «Укрзализныци» предусмотрено повысить для грузов 1-го класса - на 22%, 2-го класса - на 24%, 3-го класса - на 25%. А для частных вагонов (с учетом порожнего пробега) для грузов 1-го класса - на 60%, 2-го класса - на 30% и 3-го класса - на 21%.
Тем самым создаются условия, чтобы частные операторы сдавали свои вагоны в аренду «Укрзализныце», дефицит в вагонах которой даже с учетом падения объемов перевозок оценивается в 20-25 тысяч. Причем в проекте сборника впервые предусмотрена аренда вагонов у частных операторов. И при перевозках грузов в таких вагонах плата определяется как для вагонов парка железных дорог.
В проекте еще много нововведений, тонкости которых понятны только специалистам. Отметим лишь, что ставки за сопровождение грузов ВОХР в среднем вырастут на 22,8%. Вырастут и ставки платы за пользование вагонами на территории промпредприятий. Так, за 24 часа пользования вагоном предусмотрена плата 117 грн. за одну грузовую операцию и 81,2 грн. - за сдвоенную (сейчас, соответственно, 29 грн. и 26,4 грн.). А при пользовании вагоном свыше 24 часов за каждый час предусмотрена плата 16 грн. Сейчас эта ставка применяется после 44 часов. В случае выполнения одной грузовой операции эта ставка выше в 1,43 раза за первые сутки и в 6,1 раза за вторые сутки, чем в странах СНГ и Балтии за пользование иновагонами. В целом, если этот сборник будет принят, «Укрзализныця» планирует в 2009 году дополнительно заработать 7,6 млрд. грн.
Александр Арбузов
31 октября 2008 г.