Частники заберут транзит?

Пока в РФ идет дискуссия о развитии института частных перевозчиков, в Финляндии государственная железнодорожная компания VR Group уже готова поддержать развитие конкуренции, несмотря на потенциальные финансовые потери, в частности, от отмены монополии на перевозку транзитных российских грузов.

На самом деле, в соответствии с законодательством Европейского союза внутренние железнодорожные грузовые перевозки в Финляндии были открыты для конкуренции еще в 2007 году. Но пока только один локальный оператор начал свою работу. «Вероятно, ограниченный интерес сектора объясняется нехваткой инвестиций. Чтобы выйти на рынок, оператор должен иметь собственный парк вагонов и локомотивов, на что необходимы значительные средства», - считает старший вице-президент VR Group Паиви Минккенен.

По словам представителей компании Proxion Train - того самого единственного частного оператора, в стране существует множество препятствий для выхода на рынок новых игроков. «На общем уровне действующее законодательство не ограничивает конкуренцию, - отметил управляющий директор компании Proxion Train Киммо Рахкамо. - Однако монополия VR на трансграничные перевозки с Россией до сих пор представляет собой явное противоречие закону ЕС». Кроме того, нарушением можно считать и то, что Министерство транспорта Финляндии в связи с отсутствием конкуренции продлило соглашение с VR на осуществление пассажирских перевозок.

Сегодня под контролем компании находится большая часть услуг, связанных с железнодорожным транспортом, - склады, депо, терминалы. Финское транспортное агентство владеет железнодорожными дворами, но перегрузочное оборудование там принадлежит перевозчику. Финский закон о железнодорожном транспорте говорит о том, что перевозчик должен разрешить допуск других компаний к своим ресурсам, если наблюдается их избыток. Но цена за этот допуск так и не была установлена. Поэтому полноценных частных перевозчиков в стране до сих пор не существует.

Безусловно, появление новых игроков на сети должно быть утверждено парламентом страны. После чего произойдут изменения в документах, регламентирующих пограничные операции. Напомним, сейчас российские транзитные составы прикрепляются к финским локомотивам. Изменение данной процедуры может стоить VR трети доходов.

Тем не менее перевозчик не видит для себя серьезной угрозы. «Что касается возможной будущей конкуренции, то с точки зрения VR Group компания была подготовлена как для конкуренции как при внутренних, так и при международных грузовых перевозках. С этой целью мы занимались рационализацией наших операций и повышением их эффективности, - говорит П. Минккенен. - Естественно, мы продолжим прикладывать максимум усилий, чтобы удовлетворить запросы наших клиентов».

Логистические компании Финляндии с нетерпением ждут появления частных перевозчиков, так как в этом случае объемы грузопотоков должны возрасти. По словам генерального директора компании Nurminen Logistics Топи Сааренхови, современные финские порты и железнодорожная инфраструктура смогут обрабатывать еще больше грузов, чем сейчас. Кроме того, отлаженные операции по пересечению российско-финской границы делают увеличение трафика еще более реальным.

Однако, по мнению генерального директора ООО «Стура Транспорт» Алексея Алексеева, серьезного роста объемов транзита в ближайшее время ждать не стоит. «На текущий момент никаких проблем с объемами нет, а увеличение возможно и без прихода частных перевозчиков. Но здесь ситуацию сдерживает плохо развитая железнодорожная инфраструктура страны», - отметил А. Алексеев.

Для Финляндии развитие конкуренции в железнодорожном секторе - положительная тенденция, потому что ее важность как быстрого и надежного транзитного маршрута из России и других стран СНГ значительно возрастет. Кроме того, это уменьшит финансовую нагрузку на государство, так как сейчас существует слишком большой разрыв в части доходов и расходов. Железнодорожный налог и пошлины приносят в казну менее €100 млн., а расходы на обслуживание линий, субсидии на подготовку персонала и другие операции составляют более €600 млн.

По словам представителей Proxion Train, если монополия все же не будет отменена, это выльется в то, что агрессивная политика VR в сфере грузовых перевозок приведет к давлению на уровень тарифов. В связи с этим авто- и авиаперевозки могут стать более привлекательными.

Что же касается транзитных российских грузов, то VR Group уже давно работает с ОАО «РЖД», а также рядом крупных российских операторов и имеет хорошую репутацию на транспортном рынке РФ. В связи с этим массового перехода транзитных грузов в руки новых игроков в ближайшее время не предвидится.

Кристина Александрова

21.10.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua