Бразилия вынуждена расширять атомный флот

Министр обороны Бразилии Селсо Аморим в середине марта заявил о планах его страны приступить к строительству второго авианосца. В настоящее время флагманом бразильского флота является устаревший дизельный Sao Paolo, импортированный в 2000 году из Франции после 40 лет эксплуатации. Как заявил глава оборонного ведомства, новый авианосец был построен в Бразилии на основе уже существующего проекта.

Sao Paolo - представитель французских авианосцев класса Clemenceau. Его преемник, несмотря на сборку в Бразилии, тоже будет иметь французское происхождение. За его строительство готова взяться французская компания DCNS из южнокорейской группы STX Europe. Предприятие готово предоставить проект, являющий собой доработку авианосцев класса Charles de Gaulle, которые ныне находятся на вооружении Франции. Стоимость судна этого класса с ядерной энергетической установкой составляет $3,3 млрд., с дизельной - $2,2 млрд.

Выбор бразильскими властями указанного продавца и его проекта обоснован достаточно просто - французская компания уже более трех лет реализует еще один крупный контракт. А именно: достраивает новую военноморскую и строительную базу подводных лодок в бухте Сепетиба в порту РиодеЖанейро. Эти объекты Бразилия с переменным успехом пытается возвести самостоятельно еще с начала 1990-х. Общая стоимость контракта превышает $10 млрд., а доля бразильских комплектующих в субмаринах должна составить 20%. К 2022-2023 годам южноамериканцы намерены построить на своей территории четыре дизельные подводные лодки французского проекта Scorpene. Затем начнется серийное производство подводных лодок, обладающих атомной силовой установкой, но оснащенных обычным вооружением.

Объявление Бразилией планов по строительству авианосцев стало свидетельством полного обновления оборонной политики этой страны. И бразильские вооруженные силы намерены в достаточно короткие сроки создать полноценную морскую ударную группу, основу которой в большинстве мировых флотов как раз и составляют атомные подводные лодки и тяжелый авианосец. Следует отметить, что подобного рода группировками обладают только шесть из всех 13 государств мира.

Весь проект обойдется бразильскому бюджету в более чем $15 млрд. Оправданием таких высоких затрат вот уже более пяти лет подряд бразильские власти называют открытие ряда крупных морских месторождений нефти и газа. В 2009 году их обнаружила государственная компания Petrobras в глубоководной части Атлантического океана, которая относится не к исключительно бразильской экономической зоне, а к международным водам. На освоение проекта корпорации Petrobras, Shell и португальская Petrogal обязались потратить до 2025 года $25 млрд. инвестиций. Эксперты полагают, что формальной задачей огромных инвестиций в создании атомного флота является не только охрана плавучих буровых платформ, но и защита многочисленных активов Petrobras, разбросанных по всему миру на значительном расстоянии от бразильской территории. Стоимость самых дорогих судов компании, способных бурить на глубине более 2 км, составляет от $0,5 млрд. и выше. Это побуждает государство беспокоиться о безопасности госимущества.

Но такие же, или соизмеримые с Petrobras, государственные корпорации имеются, к примеру, у Норвегии, Катара и ОАЭ. Однако это не стало причиной траты миллиардов долларов на становление норвежского или эмиратского атомного военного флотов. К тому же большие нефтегазовые разработки в последние десять лет происходили и в других регионах мира. Например, в 2007-2010 годах на шельфе Израиля, турецкого Северного Кипра, Канады или Мексики.

Поэтому большинство экспертов полагают, что атомный флот нужен Бразилии для того, чтобы предоставить адекватную защиту богатым португалоязычным государствам Африки, таким как Мозамбик или Ангола. Дескать, последнее десятилетие эти странысателлиты испытывают растущую военную, экономическую и финансовую экспансию со стороны КНР.

Небольшая часть критиков отмечают, что усилия Бразилии по разворачиванию стратегического звена обороны - от создания атомного флота до украинскобразильского ракетостроительного проекта «Алькантара» - являются просто следствием обстоятельств. Главное из них - произведенная президентом Венесуэлы Уго Чавесом фактическая денонсация Договора Тлалетолько (многосторонний документ о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и странах Карибского бассейна).

Договор, подписанный в 1967 году по итогам американосоветского Карибского кризиса, многие десятилетия спасал все латиноамериканские государства, включая Кубу, от чрезмерной заботы ведущих мировых ядерных держав. Нарушение условий документа состояло в том, что венесуэльская военновоздушная база Либерадор с 2009 года начала регулярно принимать соединения российских дальних бомбардировщиков Ту-160, оснащенных ядерным вооружением. До конца минувшего столетия у РФ было всего три воздушных ракетоносца подобного класса. Затем, в начале минувшего десятилетия, их парк был увеличен до 16. В 2009-2013 годы половина из них взялись дежурить над небом сначала Венесуэлы, а затем Никарагуа и ряда тихоокеанских островных минигосударств.

Расширение российского воздушного флота произошло весьма колоритным способом. Число воздушных ракетоносцев было увеличено в 2001-2002 годах благодаря Украине, которая согласились передать РФ несколько десятков бомбардировщиков и самолетовзаправщиков. Лавинообразное укрепление авиационной части российского ядерного потенциала произошло тогда в счет погашения украинского долга за российский газ, который был импортирован одной из отечественных государственных компаний, но не оплачен ее частными фирмамиклиентами.

Уже через несколько лет эти давно забытые перипетии украинскороссийских долговых отношений громко аукнулись Латинской Америке односторонней денонсацией Договора Тлалетолько. Целый континент перестал быть безъядерным. А решение Бразилии начать формирование подводной компоненты своего атомного флота приходится именно на 2009 год. Поэтому реальные причины становятся вполне очевидными. Ведь выглядит глубоко символичным, что мартовское заявление министра обороны Бразилии о планах строительства второго авианосца принимается на волне очередного витка односторонней денонсации договоров и нивелирования Россией некогда базовых принципов мирового правопорядка.

com11.jpg

Иван Петров

13.05.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua