Накануне зимы 2008-2009 гг., несмотря на жестко деструктивную позицию «Газпрома» на газовых переговорах, большинство экспертов не верили в эскалацию газового конфликта с отключением от газообеспечения Украины и, тем более, Европы. Уж слишком велики для России были риски потерять имидж и позиции на европейских газовых рынках. Последовавшая затем знаменитая «газовая война» показала, что нынешнее руководство России способно идти ва-банк, ставя экономические интересы на кон для достижения стратегических политических и геополитических целей. Тогда недооценка энергетических рисков привела к заоблачным ценам на газ и образованию огромных дыр во внешнеторговом и платежном балансах. Теперь подобные ошибки уже чреваты потерей территориальной целостности, а возможно, государственности. Энергетическая безопасность должна, наконец, переместиться из офисов аналитических центров в кабинеты государственных управленцев.
Бюро комплексного анализа и прогнозов
Сейчас, когда Россия и Украина стоят на пороге военного конфликта, экономическая война с частичным или полным разрывом торгово-экономических связей между странами становится все более реалистичной. Самой чувствительной для Украины будет энергетическая сфера, где при наиболее жестких сценариях возможны следующие действий РФ:
1. Отказ от поставок природного газа. Такое решение, вероятно, будет увязываться с задолженностью за газ или невыполнением контрактных обязательств.
2. Отказ от поставок нефти и нефтепродуктов странами Таможенного союза. Внятное экономическое или юридическое обоснование этому найти будет сложно, однако могут воспользоваться логикой политической целесообразности.
3. Отказ от поставок и хранения отработанного ядерного топлива для АЭС и от параллельной работы Объединенной энергетической системы (ОЭС) Украины с энергосистемами стран СНГ - практически с единой энергосистемой РФ. Обосновываться такое решение будет сложной внутриполитической ситуацией в Украине, наличием негосударственных вооруженных формирований на территории страны, возрастанием рисков терактов в энергетической инфраструктуре, потерей управляемости на государственном уровне и т.д. и т.п., что может привести к аварийным ситуациям на ее территории и негативно отразится на работе энергосистемы РФ.
В принципе, ни одна из этих проблем не была бы критичной, если бы развитие и функционирование украинской энергетики базировались на реализации национальных интересов и экономической целесообразности, а не на постоянно изменяющейся политической конъюнктуре и первоочередном удовлетворении интересов олигархических структур. При этом под прикрытием риторики о внедрении рыночных механизмов и европейской интеграции, по сути, реализовывались схемы получения сверхприбылей.
В результате имеем рынки энергоносителей с монопольным или близким к нему предложением и ценообразованием, построенном на популизме, нерациональную и неэффективную структуру потребления энергоносителей с огромным перекосом в сторону газа и, наконец, энергосистему, которая при внешнем благополучии отягощена множеством проблем.
Имея 52 ГВт установленных генерирующих мощностей, из которых в пиковых ситуациях используется не более 32 ГВт, ОЭС Украины периодически не справляется с нагрузкой и вынуждена закрывать баланс за счет поставок электроэнергии из РФ.
Это вызвано рядом причин, одна из которых - нерациональное размещения электросетей, спроектированных под режимы работы энергосистемы СССР. В результате при проектной нагрузке в 240 млрд. кВт∙ч украинские электросети с трудом распределяют 150 млрд. кВт∙ч потребляемой страной электроэнергии, фактически «закрывая», т.е. не давая использовать, 2ГВт мощностей атомных электростанций. Как следствие в стране образовались энергоизбыточные западные регионы и энергодефицитные южные и юго-восточные.
Еще одна причина - неоптимальная структура генерации, имеющая избыток базовых и дефицит маневренных и, особенно, высокоманевренных мощностей (при потребности 15% есть всего 8%). В результате для регулирования работы энергосистемы используются энергоблоки угольных тепловых электростанций (ТЭС), которые для этого не проектировались. Непроектные режимы работы приводят к ускоренному износу основных фондов ТЭС. Например, сейчас на тепловых электростанциях количество оборудования, которое перешло границу физического износа, превышает 80%.
Если бы энергетическая политика Украины была хотя бы частично успешна в решении давно перезревших проблем, энергетические войны против Украины во многом утратили бы смысл для Российской Федерации, поскольку не несли бы существенных угроз надежности энергообеспечения нашей страны.
Сейчас же необходимо срочно оценить риски и отработать меры по их предотвращению.
Что касается ограничений поставок российского природного газа, то этот вопрос достаточно активно обсуждался в последнее время, особенно после 2009 г. Реверсные поставки из ЕС, а также энергичные меры по газозамещению и энергоэфективности могут довольно быстро если не ликвидировать, то локализовать риски такого сценария.
Остановка поставок российских нефтепродуктов может быть без труда компенсирована из других источников, хотя изменение логистики потребует некоторого времени и, возможно, вызовет рост цен.
На анализе рисков в электроэнергетике при отказе от поставок ядерного топлива для АЭС и от параллельной работы единой энергосистемы РФ с ОЭС Украины мы остановимся подробнее, поскольку они сложнее и им уделялось гораздо меньше внимания в СМИ. В первую очередь они связаны со следующим:
- в ближайшие три-пять месяцев - с возможностью резкого усложнения обеспечения качества электроснабжения из-за недостаточных маневренных возможностей ОЭС Украины в условиях разуплотнения графиков электрических нагрузок. Это будет связано как с падением производства при введении РФ жестких ограничений на импорт продукции украинских производителей, так и с увеличением максимальных нагрузок в энергосистеме Украины в период высоких, а тем более экстремальных температур в летний период, что становится характерной ситуацией для нашей страны в условиях глобального изменения климата. Как следствие, будет наблюдаться рост пиковых электрических нагрузок систем охлаждения и кондиционирования с резким снижением их мощности в ночное время. Причем в периоды экстремально высоких температур существенно снизится мощность атомных и тепловых электростанций, что на фоне ремонтной кампании, пик которой в электроэнергетике традиционно приходится на летний период, может привести и к возникновению общего дефицита генерирующих мощностей;
- к осени текущего года - с ограничениями мощности атомных электростанций, которые не прошли плановую перезагрузку части топлива, на фоне сезонного роста максимумов нагрузки в энергосистеме страны. Это обострит описанные выше проблемы, вызовет значительный дефицит генерирующих мощностей и потребует плановых отключений потребителей при наступлении холодов. Среди регионов, которые будут подвергаться таким отключениям может оказаться Автономная Республика Крым, которая из 5,5 млрд. кВт∙ч потребляемой электроэнергии 80% получает с других регионов Украины.
Для минимизации этих рисков необходимо:
1. Срочно разработать схемы работы ОЭС в изолированном режиме с учетом возможности возникновения ограничений по мощности АЭС, вплоть до их остановки.
2. Провести ревизию реального состояния энергоблоков на ТЭС страны, прежде всего газомазутных, так как их заявляемая установленная мощность значительно ниже реально располагаемой, что проиллюстрировала зима 2012 г., когда из более чем 5 ГВт на газомазутных ТЭС в работу удалось ввести только
0,6 ГВт. На основании этой работы обеспечить возможность максимального использования мощности ТЭС в осенне-зимний период для компенсации возможных ограничений мощности АЭС. При этом необходимо обеспечить дополнительные ресурсы газа для электроэнергетики страны на случай необходимости использования газомазутных блоков.
3. Ускорить процесс квалификации топлива для АЭС производства «Вестингауз».
4. Разработать схемы работы Бурштынского острова параллельно с ОЭС Украины при необходимости временного отказа от экспорта электроэнергии для обеспечения надежной работы ОЕС страны.
5. Усилить физическую защиту всей энергетической инфраструктуры, атаки на которую могут быть предприняты для дальнейшего нагнетания напряженности в стране. Особое внимание следует уделить магистральным сетям, аварии в которых могут привести к их каскадному развитию.
6. Ограничить в 2014 г. реформу рынка электроэнергии пересмотром системы ценообразования, ликвидацией задолженности субъектов и внедрением механизма гарантий инвестиций в мощность на основе существующей модели рынка. Внедрение двусторонних контрактов, которое требует пересмотра подходов к балансировке энергосистемы, в нынешних условиях привнесет дополнительные риски.
7. Предусмотреть возможность ограничения на работу СЭС и ВЭС в случае возникновения проблем с обеспечением возможности их работы параллельно с ОЭС Украины по условиям надежности энергосистемы.
Средне- и долгосрочные задачи энергетической безопасности, которые бы позволили противостоять большинству вызовов и рисков, можно решить только в рамках эффективной энергетической политики, основными составляющими которой должны стать:
- создание эффективной системы управления энергетическим сектором экономики страны, включая подсистему стратегического планирования;
- повышение эффективности использования энергоресурсов, прежде всего в системах централизованного тепло- и электроснабжения и в энергоемких отраслях экономики, так как высокая энергоемкость экономики страны во многом и определяет критическую зависимость от импорта энергоресурсов;
- диверсификация источников поставок энергоресурсов, о необходимости которой тут же забывают при стабилизации отношений с РФ и тем более при получении каких-то преференций;
- наращивание добычи углеводородов, импорт которых является критичным для Украины;
- внедрение современных эффективных и экологически приемлемых технологий производства электрической и тепловой энергии, учитывая, что физический и моральный износ основных фондов давно превысил допустимые пределы;
- развитие системообразующей сети ОЭС Украины, прежде всего снятие ограничений на возможность выдачи мощности АЭС, которые достигают 2 ГВт;
- создание условий для возможности параллельной работы с ENTSO-E, о которой после перехода на параллельную работу с ЕЭС РФ, похоже, забыли. В нынешних условиях целесообразным выглядит решение этого вопроса в максимально сжатые сроки - путем использования вставок постоянного тока;
- обеспечение возможности устойчивой работы ОЭС в изолированном режиме за счет повышения маневренных возможностей энергосистемы страны, в частности за счет внедрения специализированных потребителей-регуляторов и оснащения энергоблоков ТЭС и ГЭС эффективными системами регулирования мощности;
- освоение потенциала возобновляемых и нетрадиционных источников энергии с учетом экономической эффективности их внедрения и технических возможностей. Пора вспомнить, что возобновляемые источники энергии - это не только солнце и ветер;
- создание стратегических запасов природного газа, нефти и нефтепродуктов, ядерного топлива и угля, о необходимости чего также вспоминают только в периоды кризиса;
- переход к прозрачной и экономически обоснованной системе ценообразования в энергетическом секторе, обеспечивающей как поддержку социально незащищенных слоев населения, так и сохранение конкурентоспособности энергоемких производств, робота которых целесообразна для экономики страны в целом;
- сооружение хранилища отработанного ядерного топлива, история с которым тянется уже много лет;
- недопущение перекрестного субсидирования, дающего неправильные импульсы экономике, в частности низкие цены на энергоносители для населения обуславливают экономическую целесообразность внедрения локальных систем снабжения теплом и горячей водой с использованием газовых и электронагревателей в зонах централизованного теплоснабжения, что приводит к нерациональному расходованию топливно-энергетических ресурсов и росту цен в централизованных системах;
- жесткий контроль своевременности оплаты.
Рамочные условия для успешной реализации этих задач создает имплементация европейского энергетического законодательства, которое Украина реализует в рамках членства в Энергетическом сообществе. Сейчас крайне важно обеспечить неукоснительное выполнение взятых на себя обязательств. Поэтому необходимо в диалоге со структурами сообщества уточнить те из них, которые невозможно выполнить по временным ограничениям и неясности с источниками финансирования. Это, в частности, касается:
- достижения нормативов выбросов загрязнителей в воздух от тепловых электрических станций, что требует, по сути, коренной реконструкции всей тепловой энергетики страны;
- внедрения новой модели рынка электроэнергии, требующей существенной доработки, поскольку ее внедрение при существующей монополизации рынка, дефиците балансирующих мощностей, перекрестном субсидировании нецелесообразно;
- наращивания мощности на ветровых и солнечных электростанциях, что может привести к катастрофическим последствиям - неподъемному для экономики росту цен на электроэнергию и резкому росту вероятности аварий в энергосистеме страны, прежде всего в условиях изолированной работы ОЭС Украины от энергосистемы стран СНГ.
Эффективное решение этих задач энергетической политики требует разработки новой, реалистичной, качественной, научно, технически, экономически и экологически обоснованной с системных позиций, опирающейся на индикативный план долгосрочного социально-экономического развития страны Энергетической стратегии Украины и обеспечения ее четкой реализации.
Без этого мы и дальше будем жить от одного энергетического кризиса до другого и впопыхах разбираться, как противостоять агрессии других государств.
Борис Костюковский, Сергей Дяченко
18.03.2014 г.