Борьба за небо. Кто будет контролировать аэропорт Борисполь

У Международного аэропорта Борисполь новый генеральный директор. В последний день марта Министерство инфраструктуры Украины назначило на эту должность Сергея Гомболевского.

Это решение оказалось достаточно неожиданным, для многих участников рынка. Дело в том, что Гомболевский - заместитель прежнего гендиректора Алексея Кочанова, считавшегося ставленником «Семьи». Новое назначение может говорить о том, что в борьбе за крупнейший аэропорт страны взята пауза или, что у Игоря Коломойского появился сильный соперник.

Гомболевский работает в авиационной отрасли более 17 лет, из них 15 лет - в Борисполе. С 13 марта этого года, после ухода с должности Алексея Качанова, он исполнял обязанности гендиректора Борисполя. Ранее занимал должность заместителя генерального директора по производству и аэродромно-техническому обслуживанию Борисполя, а до того - являлся исполнительным директором управляющей компании Аэропорт Одесса. В этот же период, на должности директора аэропорта Одесса работал и Алексей Кочанов, с которым Гомболевский и вернулся в Борисполь в июле 2013 года.

Кочанова уволили вскоре после назначения нового министра инфраструктуры Максима Бурбака. «Увольнение Кочанова позволило новоназначенному министру, избежать конфликта с людьми, претендовавшими на контроль за аэропортом», - рассказывает высокопоставленный чиновник в Мининфраструктуре.

Напомним, в конце февраля, администрация аэропорта заявила о попытках силового захвата аэропорта неизвестными людьми, называвшими себя представителями Майдана. Тогда, внефракционный депутат Сергей Мищенко заявил о необходимости отстранения от должности Алексея Кочанова. Мищенко настаивал, что директор входит в близкое окружение экс-президента Виктора Януковича и помогает скрыться беглым чиновникам, обеспечивая им «коридор». По одной из версией, нападки на Кочанова были организованы, чтобы сменить руководство Борисполя - на людей, близких к миллиардеру Игорю Коломойскому, у которого есть интересы в авиационной отрасли.

Одним из кандидатов на должность главы Борисполя, называли Бориса Шахсуварова, который возглавлял аэропорт в 2008-2011 годах, при министрах Иосифе Винском и Борисе Колесникове. Шахсуварова считают достаточно независимой и сильной фигурой. Но вместо него аэропорт возглавил заместитель Кочанова Гомболевский. Значит ли это, что Бурбак освоился и не боится конфликтовать с депутатами и всесильными олигархами? «У министерства была возможность провести аудит ключевых решений в Борисполе. Скорее всего явных нарушений финансово хозяйственной деятельности не выявлено, поэтому оставили Гомболевского. К тому же, аэропорт, как госпредприятие не самостоятелен и все ключевые решения согласовываются в министерстве», - расплывчато объясняет чиновник с Министерства инфраструктуры.

Есть другая версия. Все опрошенные участники рынка характеризуют Гомболевского как профессионала далекого от политических и финансовых групп. «Думаю это временный компромисс до выборов, а там будет другой министр и все может измениться», - говорит гендиректор компании FAS, Александр Ланецкий. «Скорее всего Гомболевского расценивают в Мининфраструктуре, как компромиссную фигуру, знакомую с внутренней кухней аэропорта, и способного продолжить инфраструктурные проекты, которые начал Кочанов. Последнего не могли оставить, учитывая политическую конъюнктуру и обвинения в его адрес», - говорит топ-менеджер аэропорта Борисполь попросивший не называть его имя в статье.

Среди незавершенных Кочановым проектов: реконструкция терминала D (запуск зоны внутренних рейсов), расширение перрона у терминала D, строительство четырехуровневого паркинга, запуск «Воздушного экспресса». Ранее эти инфраструктурные проекты оценивались Кочановым в сумму около 700 млн. грн.

Сейчас у аэропорта нет финплана на этот год и когда он будет утвержден неизвестно. Из-за этого, по словам экспертов, завершение работ на проектах в этом году, как планировалось при Кочанове, оказалось под вопросом. Несмотря на заверения Максима Бурбака о том, что ранее утвержденная концепция по развитию инфраструктуры в аэропорту Борисполь все таки будет реализована, на запуск недостроенных объектов может просто не хватить денег. В условиях дефецита бюджета, заработанные аэропортом средства могут направить не на его развитие, а, к примеру, на социальные нужды.

Тем не менее, глобальное направление развития у аэропорта останется прежним. Топ-менеджер Борисполя рассказывает, что Гомболевский, как и Кочанов, является приверженцем подписания соглашения с Европейским Союзом о едином авиапространстве, которое позволит привлечь новые авиакомпании, а значит нарастить пассажиропоток и увеличить доходы. Напомним, что в марте глава Государственной авиационной службы Украины Денис Антонюк заявил, что это соглашение будет подписано до начала июня.

Справочно.

Аэропорт Борисполь, является стратегически важным объектом транспортной инфраструктуры. Крупнейший аэропорт Украины обеспечивает 65% пассажирских авиаперевозок страны. Из «Борисполя» более 50 авиакомпаний осуществляют регулярное сообщение по более 100 направлениям. Аэропорт закончил 2013 год с чистой прибылью 126,7 млн. грн., что в 3 раза меньше по сравнению с показателем 2012 года в 402 млн. грн. Доход аэропорта составил 1,6 млрд. грн.

Денис Кацило

01.04.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua