У крупнейших воздушных ворот Западной Украины - международного аэропорта Львов им. Данилы Галицкого - новый гендиректор. На эту должность 13 июня Мининфраструктуры назначило экс-менеджера обанкротившейся авиакомпании АэроСвит Ростислава Веселова. Контракт с ним подписан на три года.
Предыдущий глава аэропорта Роман Гонтарев считался ставленником экс-министра инфраструктуры Бориса Колесникова. Именно Колесников назначил Гонтарева, поручив ему многомиллионный проект по подготовке Львовского аэропорта к Евро-2012. Гонтарева уволили еще в мае, и аэропорт остался фактически бесхозным.
Львов - Днепр vs Одесса
Львов - единственный из крупнейших госаэропортов, на который до сих пор не влияли представители крупного бизнеса. «Остальные или не работают, или уже заняты: Харьковский аэропорт подконтролен Александру Ярославскому, Днепропетровский - Игорю Коломойскому, Одесский - группе банкира Бориса Кауфмана (совладелец компании Vertex United). Донецкий пока не работает, но когда ситуация на востоке стабилизируется, за него тоже начнется борьба», - говорит директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий.
Зачем крупным бизнесменам влияние на государственные аэропорты? Основной заработок приходится на сервисные компании вокруг аэропорта - обслуживание самолетов, пункты питания, транспортные услуги, кейтеринг. А если у бизнесмена есть своя авиакомпания, то она может получить преференции от лояльного директора аэропорта.
За Львовский аэропорт развернулась нешуточная борьба, рассказывает ЛІГАБізнесІнформ мэр Львова Андрей Садовый. «Были попытки политиков разного уровня провести на эту должность своих людей. Я министру (инфраструктуры Максиму Бурбаку. - Ред.) говорил, что этого нельзя допустить», - отмечает Садовый. По его словам, именно из-за внешнего давления назначение нового директора растянулось на месяц.
Сразу после увольнения Гонтарева Мининфраструктуры назначило и. о. гендиректора - Михаила Радечного. Львовские СМИ со ссылкой на свои источники объявили его «человеком Кауфмана», предположив, что одесский бизнесмен собирается взять аэропорт в концессию. Сотрудники аэропорта заявили о недоверии Радечному, после чего министерство его уволило.
Новый гендиректор - выходец из АэроСвита, который принадлежал Игорю Коломойскому и руководителем которого долгие годы был Григорий Гуртовой. В АэроСвите Веселов 12 лет руководил Львовским представительством - неудивительно, что первым делом его назвали ставленником Коломойского. «У губернатора Днепропетровской области (Коломойского. - Ред.) сейчас есть проблемы важнее Львова - борьба за должности в правительстве, газовые контракты и т. д., - считает Ланецкий. - А вот Гуртовой сейчас по некоторым данным сотрудничает с Борисом Кауфманом. Он мог привлечь Веселова, чтобы передать контроль над аэропортом Кауфману».
Гуртовой, который сейчас возглавляет набсовет Platinum Bank, утверждает, что никакого отношения к этому назначению не имеет и вообще ушел из авиаотрасли. Борис Кауфман также заявил корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ, что у подконтрольных ему компаний нет бизнес-интересов в Львовском аэропорту. «Я не имею никакого отношения к Львовскому аэропорту, и у меня нет желания там работать», - подчеркнул Кауфман.
Человек-компромисс
Веселов - компромиссная фигура, предложенная Министерством инфраструктуры и устроившая все заинтересованные стороны, говорит один из топ-менеджеров отрасли. Эту версию ЛІГАБізнесІнформ подтвердил и высокопоставленный чиновник Мининфраструктуры, отвечающий за авиа: «Не ищите в этом назначении политический подтекст. На рынке не так много специалистов уровня Веселова - неудивительно, что предложили его кандидатуру», - говорит он.
Аэропорт Львов пока что не слишком привлекателен для частного бизнеса. «Услуги по наземному обслуживанию аэропорт предоставляет самостоятельно. Для МАУ (компанию связывают с Коломойским) он интереса не представляет. А подписание договора об открытом небе сделает его еще менее привлекательным», - утверждает чиновник в Мининфраструктуры.
В 2014 году пассажиропоток в аэропорту сокращается, и Веселову предстоит спасти его от финансового краха. В мае аэропорт обслужил всего 46 700 пассажиров - на 23% меньше, чем в том же месяце прошлого года. По словам Ланецкого, сегодня Львовский аэропорт загружен максимум на 10% от возможностей. «Если новый директор будет ограничивать полеты в пользу одного из участников рынка, к примеру МАУ, это будет самоубийством для аэропорта», - уверен чиновник Мининфраструктуры.
Помочь львовскому аэропорту может введение безвизового режима с Европой. «Западноукраинские гастарбайтеры формируют большой пассажиропоток, который может быть интересен для лоукост-перевозчиков. Если будет пассажиропоток, появятся и авиакомпании, а это возможность зарабатывать хорошие деньги на обслуживании», - объясняет Ланецкий.
Денис Кацило
18.06.2014 г.