Бонусы оккупации

После начала судебного процесса с требованием экстрадиции из Австрии главы холдинга GDF Дмитрия Фирташа большинство функций управления холдингом может перейти к заместителю председателя правления GDF гражданину Великобритании Роберту Шеттлеру Джонсу.

В отличие от украинца Фирташа этому британскому инвестору в новых украинских реалиях будет легче на первых порах сохранять ведущие активы холдинга в Автономной Республике Крым. Основу этих активов составляет «Крымский содовый завод» и «Крымский Титан», который перерабатывает сырье с арендованных холдингом GDF месторождений ильменита в Житомирской и Днепропетровской областях. Но со временем правительство Украины будет вынуждено расторгнуть или пересмотреть договор аренды этих месторождений, так как вряд ли захочет спонсировать оккупационный режим Крыма. Ведь, являясь самым крупным экспортером полуострова, «Крымский Титан» не имеет портового терминала для импорта сырья и полностью зависит от поступающих с континента ильменита, природного газа и электроэнергии. А значит, его доходы критически зависят от украинского сырья. Так что в отсутствие Фирташа в Украине британцу Джонсу предстоит уберечь этот актив от острой конфронтации, нарастающей между Киевом и самопровозглашенной администрацией Симферополя.

Вполне возможно, что гражданство Великобритании поможет заместителю председателя правления GDF отсрочить на какое-то время крах крымских активов холдинга, очутившихся на краю изоляционной пропасти. Лучшим выходом из ситуации для Фирташа выглядит возможность продажи содовых и титановых активов промышленным инвесторам Турции - до того как на украинском политическом небосклоне в 2001-2003 годах зажглась звезда Дмитрия Васильевича, компании этой страны активно изучали возможность выкупа акций ведущих промышленных предприятий Северного Крыма. Привлечение турок, таких, например, как химическая корпорация Еnkim, во многом может сыграть на руку оккупационной администрации Крыма. Для завода это потенциальная возможность не приостанавливать работу: турецкому собственнику вполне по силам решить вопрос с закупкой сырья. Но пока такой сделке будет препятствовать административный хаос и полный правовой нигилизм, воцарившийся в Крыму после оккупации. Альтернативным вариантом может быть национализация «Крымского Титана» и Крымского содового завода, в ходе которой оккупационные крымские власти могут отдать права на внешнеэкономическую деятельность указанных предприятий профильным российским компаниям. Таким, например, как «Сибур» и ВПСО-АВИСМА. В таком случае капитал Дмитрия Фирташа, оцененный в 2013 году суммой $673 миллиона, может к началу 2015 года сократиться как минимум на четверть.

В отличие от Роберта Джонса, перспективы которого зависят от возможного расторжения договоров аренды украинских ильменитовых рудников, после оккупации полуострова в гораздо более благоприятной ситуации оказался другой крупный частный инвестор Крыма - бывший партнер Фирташа Иван Фурсин. Его структуры контролируют крупнейшего в Украине производителя яхт, феодосийскую компанию «Приморец». После того как в 2012 году народным депутатом от Феодосии была избрана Юлия Левочкина, родственница одного из партнеров Ивана Фурсина, крымская пресса начала активно обсуждать планы этого инвестора взять в аренду самое крупное промышленное предприятие этого города - ФСК «Море» концерна «Укроборонпром». Долгое время этим планам мешала оборонная специализация завода и размещенные на нем крупные экспортные заказы. Ныне, после начала российской вооруженной интервенции, Фурсин и его партнеры вполне смогут добиться от оккупационной администрации решения о банкротстве предприятия, его перепрофилировании и передаче большинства мощностей в распоряжение яхтостроителей «Приморца».

Наряду с Фурсиным нынешняя ситуация может принести выгоду еще одному крупному частному инвестору Крыма - владельцу компании «Крымэнерго» Ринату Ахметову. В отличие от химических заводов, зависимых от поставок сырья, эта энергораспределяющая компания может рассчитывать на приток российских инвестиций, которые будут направлены на снижение энергетической зависимости Крыма. Строительство новых автономных энергоагрегатов, работающих на природном газе, приведет к сокращению закупки электроэнергии в континентальной Украине и, вероятно, будет способствовать увеличению валового дохода «Крымэнерго». В то же время, судя по большинству комментариев крымской прессы, возможная смена собственника или национализация крымских активов вряд ли грозят Ринату Ахметову. Ведь если оккупационные власти решат отобрать у него контроль над «Крымэнерго», он будет вынужден заморозить инвестиции в два ведущих торгово-промышленных предприятия Севастополя - зерновой терминал «Авлита» и судостроительный «Морской индустриальный комплекс». Последний выпускает плавучие краны, проектируемые местным ЦКБ «Коралл» (это бюро принадлежит российским компаниям «Росшельф» и «Энергия Каспия»). На российском рынке продукция этих предприятий составляет конкуренцию судоверфям ОСК.

Говоря проще, без участия Ахметова севастопольский судостроительный завод вряд ли сможет работать долго. А его остановка угрожает и без того скудному дотационному бюджету Севастополя, и гарантирует Ахметову надежную защиту со стороны крымской оккупационной администрации. Этого нельзя сказать о партнере Ахметова Вадиме Новинском, крупнейшей инвестиционной инициативой которого на крымском полуострове считается многомиллиардный туристический проект Balaklava Green. После интервенции и введения международных санкций против крымской администрации этот проект стремительно утратил свою привлекательность. С учетом новых реалий чиновники Симферополя и Севастополя вряд ли будут симпатизировать миллиардеру, который летом 2013 года официально иммигрировал в Украину из РФ и начал построение мощного административного лобби в ненавистном для крымских сепаратистов Киеве.

Иван Петров

10.04.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua