Украинские власти нашли способ выполнить одно из основных условий Международного валютного фонда - сократить уровень поддержки агросектора - и не лишиться при этом поддержки многочисленного аграрного электората. Реформа аграрных льгот, в том числе основной из них - спецрежима уплаты НДС - может быть проведена по избирательному принципу. В отношении небольших и средних производителей сохранится налоговый статус-кво, в то время как агрохолдинги могут быть переведены на общий режим уплаты НДС.
Плохую новость премьер-министр Арсений Яценюк сообщил, выступая на втором этапе Всеукраинского аграрного форума в Киеве. По словам премьера, основная причина необходимости пересмотра ключевой агрольготы - не требование МВФ, а широкие возможности для отмывания денег при уплате НДС, которые предоставляет действующий режим налогообложения.
Богатая десятая часть
Яценюк считает, что поскольку агрохолдинги составляют лишь 10% от общего количества производителей, налоговая нагрузка на отрасль увеличится не критически. Премьер призвал аграриев подавать альтернативные предложения и уверил, что готов отказаться от базового правительственного сценария агрореформы, если получит более дельное предложение. По данным Forbes, сейчас в парламенте создана рабочая группа, которая занимается подготовкой контрпредложений. Их детали не раскрываются. Предположительно, фокус будет смещен не на урезание льготы, а на усиление контроля над перечнем компаний, которые имеют на нее право, для минимизации мошенничества.
Спецрежим НДС позволяет аграриям аккумулировать около 14 млрд. грн. Исходя из оценки Арсения Яценюка, 10-я часть этой суммы приходится на агрохолдинги. Таким образом, на кону - около 1,4 млрд. грн. Перспективы ее потери, тем более без внятного обоснования, крупных игроков не радуют. «Мы не понимаем, почему крупные аграрные компании должны платить дополнительные налоги», - возмущается генеральный директор «Индустриальной молочной компании» Алекс Лисситса. По мнению Лисситсы, реформирование системы налогообложения должно проводиться в комплексе и требует множества уточнений. В частности, в действующем законодательстве отсутствует определение малых и больших предприятий. «Мы не знаем, будет ли это привязка к обороту или к гектарам земли. Как по мне, целесообразным будет создание рабочей группы при Министерстве финансов по вопросу реформирования системы налогообложения в целом по сектору», - объясняет он. Как один из компенсаторных механизмов от перехода на общий режим налогообложения для крупных компаний он предлагает сохранение возмещения НДС при экспорте.
В том, что перевод на общую систему налогообложения можно рассматривать, лишь предложив адекватные компенсаторы, уверен и Леонид Козаченко, президент Украинской аграрной конфедерации (УАК). «Я думаю, что можно рассматривать вопрос перевода агрохолдингов на общий режим налогообложения, если взамен им будут предоставлены некоторые другие льготы», - говорит он. Без этого реформа может оказаться губительной. «Для некоторых это станет крахом и приведет к банкротству», - предостерегает Козаченко. Его рецепт соблюсти баланс интересов - позволить вертикально интегрированным холдингам пользоваться такими же преференциями, которые действуют в отношении технопарков.
Обвинения премьера в разгуле мошенничества, царящем в среде аграриев-льготников, по мнению участников рынка, несостоятельны. «Эта система, существовавшая около 20 лет, не представляет возможностей для коррупции. Думаю, премьер-министр имел в виду отмывание денег при возмещении НДС при экспорте», - считает Козаченко. Эта проблема существует, признает он, но ее корни кроются в несовершенном законодательстве.
Too small to pay
С какого момента компания считается достаточно крупной, чтобы платить больше? Ответа на этот вопрос премьер не дал. У президента УАК свой подход к классификации сельхозпроизводителей. Он предлагает считать мелкими тех фермеров, у которых валовой годовой объем производства не превышает 1 млн. грн., а площадь обрабатываемой земли меньше 100 га. Граница отсечения для средних предприятий - оборот в 75 млн. грн. «Все, кто будет производить больше, должны считаться крупными агрохолдингами», - поясняет Козаченко. Помимо оборота и площади земли в обработке, основной критерий определения агрохолдинга - вертикальная интеграция. «Внедрив эту классификацию, можно переходить к взвешенному пересмотру льгот при налогообложении», - добавляет эксперт.
Согласно действующему законодательству, специальным режимом налогообложения по НДС могут воспользоваться только те сельхозкомпании, у которых доля продукции собственного производства в общих поставках составляет не менее 75%. К примеру, один из крупнейших игроков агрорынка - «Нибулон», который закупает большую часть продаваемой продукции на рынке, работает на условиях общего режима налогообложения. По мнению собственника компании Алексея Вадатурского, инициатива правительства не несет угроз агросектору, а, наоборот, позволит снизить уровень коррупции в АПК.
Богдан Хлимоненко
11.07.2014 г.