В конце прошлой недели Кабинет Министров одобрил законопроект «О санкциях», который, в частности, предусматривает возможность «ограничения, частичного или полного прекращения транзита ресурсов» через территорию Украины. Премьер-министр Арсений Яценюк подтвердил, что документ касается и транзита российского газа. «Инструменты, которые выписаны в законе, предусматривают, в том числе, и возможность остановки любых видов транзита - как авиаперелетов, так и транзита ресурсов», - сказал Яценюк, отвечая на вопрос о возможности приостановки транспортировки российского газа в Европу.
Эта новость сразу разлетелась по всем СМИ, а европейский рынок отреагировал ростом оптовых цен на газ: за несколько часов цена на зимние контракты выросла на лондонской бирже ICE Future на 4%.
В нынешней ситуации, наложение санкций на транспортировку энергоресурсов отдельным контрагентам и странам - это тот вариант, когда цель не оправдывает средства. Если прекращение поставок российского газа в Украину можно объяснить политическим давлением Кремля на новую власть в Украине, то прекращение транзита газа в Европу путем санкций не выгодно никому.
Еще несколько недель назад Еврокомиссар Гюнтер Эттингер заявил, что не верит в возможное прекращение поставок газа из России, поскольку бюджет РФ зависит от европейского потребителя и его денег. Украина, в свою очередь, только в прошлом году получила от Газпрома за услуги транзита газа 24 млрд. грн. Зачем лишаться столь значительного источника дохода и заставлять ЕС нервничать?
Впрочем, одно рациональное объяснение, почему положение о прекращении транзита было включено в санкционный закон, найти можно. Украина давно хочет перенести точку продажи газа на свою границу с Россией, что позволило бы привести на украинский рынок вместо Газпрома европейские компании. Цель хорошая, беда только, что в Европе не поняли предложенный правительством инструмент ее достижения. ЕС уже высказался против подобных санкций.
Если закон будет принят в нынешней редакции, правительство получит возможность законодательно закрыть для Газпрома доступ к транспортировке газа по территории Украины, и одновременно обратиться к компаниям в ЕС с предложением пользоваться услугами украинского оператора для транспортировки газа. Такая задача была озвучена премьер-министром Яценюком еще весной этого года. Казалось бы, механизм действительно выгоден для Украины и соответствует обязательствам, которые Украина взяла на себя, вступив в Энергетическое Сообщество.
Но ЕС ожидал введения Украиной такого механизма несколько в ином контексте, а именно - как элемент законодательства по реформированию рынка газа. Такое законодательство должно описывать и «промежуточный» период, то есть, условия и время перехода от отношений с Газпромом к контрактам с компаниями из ЕС. Учитывая, что у европейских компаний есть собственные контракты с Газпромом, неизвестно, как в условиях санкций на транзит, европейские газовые трейдеры будут менять собственные договора и как на это отреагирует Газпром.
Для того, чтобы вносить упомянутый элемент в законопроект о санкциях, правительство должно сначала подготовить европейских партнеров к такой инициативе. Сейчас, в лучшем случае, компании и посольства, привычные к размеренной политике, начнут лихорадочно готовиться к такому неожиданному сценарию, в худшем - в европейских СМИ расцветет российская пропаганда о ненадежности Украины как транзитера газа и необходимости строительства Южного потока как единственной альтернативы.
Украинским властям следует уже сегодня дать объяснение представительствам европейских компаний в Украине и посольствам относительно тех целей, которые заложены в законопроекте и представить более четкий план действий, как Украина будет действовать и какие шаги ожидает от партнеров в случае введения таких санкций. В любом случае, этот механизм также должен быть рассмотрен и утвержден в рамках созданной рабочей группы между Министерством энергетики и угольной промышленности и Европейской Комиссией.
Сам законопроект о санкциях предусматривает сложный механизм их введения - решение об применении санкций должен принимать Совет национальной безопасности. Ни Нафтогаз ни даже правительство не смогут в ручном режиме останавливать транзит газа в ЕС, а парламент и Президент вряд ли пойдут на такие резкие действия в международных отношениях. Эти факторы дают оснвоания говорить, что сценарий внедрения санкций на сегодня маловероятный.
Елена Павленко - президент аналитического центра DiXi Group
13.08.2014 г.