Бензин обещает кусаться

Эксперты прогнозируют, что розничные цены на бензин А-95 и дизтопливо к концу марта достигнут отметки в 5,8-5,85 грн., а то и 6 грн. за литр, если мировые цены на нефть и нефтепродукты зафиксируются на нынешнем уровне. Импортозависимость нашего рынка только усиливается на фоне сокращения производства НПЗ.

Украинские НПЗ сократили переработку нефти в январе-феврале 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 47,6%, до 1,153 млн. т. При этом производство бензина уменьшилось на 26,6% (до 456,7 тыс. т), а дизтоплива - на 39,8% (до 376,8 тыс. т). Эксперты и участники рынка, объясняя такую динамику, называют как уже традиционные факторы - незагруженность мощностей западноукраинских предприятий, проблемы Кременчугского НПЗ с поставками российской нефти в связи с корпоративным конфликтом, так и некоторые новые, например, сокращение переработки нефти ЗАО «ЛИНИК» на 49,4%. Единственный до сих пор стабильно работающий завод снизил выпуск бензина на 38,5%, а дизтоплива - на 35%.

Спад отечественной нефтепереработки отразился ростом доли импортных нефтепродуктов. По данным UPECO, доля импортного ДТ за январь-февраль составила 59%, а бензина - 32%. Для сравнения: в 2005 г. за счет украинских НПЗ обеспечивалось примерно 85% потребностей отечественных потребителей, а в 2006-2007 гг. их доля колебалась на уровне 70%.

Таким образом рынок, наполнение которого идет путем увеличения импорта, становится еще более чутким к мировым ценам на нефть и нефтепродукты. Стоимость нефти бьет новые рекорды - котировки нефти Brent за указанный период возросли на 16%, до $106 за баррель. «При теперешней импортозависимости украинского рынка становится все труднее спрогнозировать баланс бензинов и уровень их предполагаемой стоимости. С этой точки зрения внутренняя нефтепереработка выступает стабилизационным фактором. Тем не менее, несмотря на новые мировые рекорды цен, предпосылок для достижения отметки в 6 грн. за литр бензина А-95 и дизельного топлива до конца марта нет»,- считает исполнительный директор UPECO Сергей Куюн. «Вместе с тем нефтепереработчики, как украинские, так и мировые, незаинтересованы в наращивании мощностей. Переработка становится убыточной. Мы переживаем парадоксальную ситуацию, когда стоимость нефти становится выше, чем стоимость нефтепродуктов, которые можно из нее произвести»,- рассуждает господин Куюн.

По мнению Владимира Нестеренко, аналитика ИК «Конкорд Капитал», государство заинтересовано в стимулировании отечественной нефтепереработки: «На импорте государство почти не зарабатывает. Ввозная пошлина на основные виды топлива сейчас нулевая. А вот за счет увеличения загрузки украинских НПЗ правительство могло бы существенно повысить поступления в бюджет от налогов». Эксперт также отмечает высокую зависимость отечественного рынка нефтепродуктов от мировой конъюнктуры и предполагает, что до конца весны стоимость бензина А-95 достигнет уровня 6-6,5 грн. за литр.

По оценке Виталия Давия, заместителя гендиректора объединения «Укрнефтехимпереработка», в ближайшее время отечественные НПЗ не увеличат производственные показатели, хотя с апреля заработает Одесский нефтеперерабатывающий (проводящий сейчас пусконаладочные работы), что позволит немного разбавить общую ситуацию. «Поэтому основными факторами, влияющими на рынок нефтепродуктов, в ближайшее время останутся активность импортных поставок топлива и развитие мирового рынка в целом»,- отмечает господин Давий и прогнозирует, что до конца марта цена бензина А-95 и ДТ достигнет 6 грн./л.

Наталья ДАВЫДЕНКО

13.03.2008 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua