Азаров ушел в оборонку раньше Левочкина

Не дождавшись на протяжении года от президентской администрации доктринальных основ новой оборонной политики, правительство Николая Азарова проявило инициативу – взялось урезать реализацию ведущих программ оборонно-промышленного комплекса, которые были разработаны в предыдущий период

Черноморский судостроительный завод Вадима Новинского не сможет получить крупные ассигнования за выполнение оборонного заказа, а Новокраматорский машиностроительный завод регионала Николая Скударя вряд ли сможет существенно заработать на оборонных подрядах. Большинство этих и других программ отечественной оборонки оказались урезанными. Такие перспективы перед армией и крупными частными инвесторами предприятий, связанных с оборонной промышленностью, стали очевидными после отмеченной 11 марта годовщины работы правительства Николя Азарова.

Наиболее дорогой из оборонных программ считается план переоснащения сил береговой обороны ВМС и ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск украинской армии с устаревших ракетных комплексов «Редут» и ликвидируемых ныне комплексов «Эльбрус» на более современные мобильные ракеты «Сапсан». Однако наряду с подготовкой госзаказа на авиадвигатели, модернизацию танков и вертолетов ракетная программа пока остается в проекте. Единственным дееспособным документом в сфере обороны и ОПК, который правительство сумело принять к этой дате, оказалось распоряжение от 9 марта «О Концепции государственной целевой программы строительства кораблей класса корвет проекта 58250».

МЕНЯЕМ ЕВРОПУ НА РОССИЮ

Этот документ кардинально пересмотрел сроки и количество закупаемых государством кораблей, закрепленные в 2009 году в результате тендера, который выиграл ЧСЗ Вадима Новинского. По тендерным условиям, государство тогда обязалось закупить у производителя первый головной корабль к 2011 году, четыре корабля к 2018 году и десять - к 2026-му. Цена одного корабля составляла 250 млн. евро, из которых 60% - вооружение государств - членов НАТО. Это противокорабельный комплекс крылатых ракет Exocet производства французской корпорации Matra BAE Dynamics Alenia (MBDA), вертолет NHF 90 (NATO Frigate Helicopter-90) французской компании NH Industries, а также артиллерийские орудия германской компании Oerlikon Rheinmetall и итальянской OTO Melara.

По официальной информации тех лет, выбор победителем тендера именно ЧСЗ состоялся по требованию иностранных поставщиков вооружений. Это единственное в Украине предприятие, обладающее сборочным эллингом, полностью закрытым для наружного оптического наблюдения, и технологией поточно-позиционного производства, что необходимо для постройки кораблей в короткие сроки. Постройка первых четырех кораблей серии предполагалась целиком за счет средств государственного бюджета, возмещать которые планировалось за счет экспортных поставок шести корветов. Предварительная договоренность о покупке была достигнута с одной из стран Азии, но только после принятия головного корвета на вооружение ВМС Украины. Это условие, как и комплектация вооружений, относилось к основным требованиям государства-покупателя, имя которого до сих пор официально не афишируется.

К 2010 году у Киева не было никаких данных о том, что азиатский покупатель отказался от ранее данных обязательств закупить у Украины шесть из десяти корветов. Несмотря на это, Кабинет министров своим нынешним решением внес в программу производства корветов существенные коррективы. Закупать отныне предполагается не десять, а всего четыре корабля. При этом головной корабль серии должен быть спущен на воду не в 2012 году, что закреплено в обязательствах государства по тендеру 2009 года, а четырьмя годами позже, к 2016-му. Главное же изменение произошло в сфере цены и выбора комплектации вооружений.

Теперь на производство четырех кораблей потребуется 16,2 миллиарда грн., то есть по 4 млрд. грн. за единицу. Что мало соответствует цене в 250 млн. евро за головной и 210 млн. за серийный корабль, закрепленных в тендере.

По мнению украинской специализированной прессы, такое ценовое изменение госзаказа означает, что вместо современных европейских вооружений, как предполагалось ранее, на корветы поставят российское оружие и технику. Это, в частности, вертолет Ка27, а также противокорабельные крылатые ракеты Х35 и зенитные орудия «Кортик». Производителем двух последних видов оружия являются калининградский завод «Стрела» и Тульский машиностроительный завод российской государственной корпорации «Тактические ракетные вооружения (ТРВ)». Последнюю, в отличие от французских производителей ракет, можно считать фаворитом украинской власти - осенью 2010 года Кабинет министров Николая Азарова без особого шума распорядился изучить механизм слияния российской ТРВ и ведущего украинского производителя ракет - киевской «ГАХК им. Артема». Наряду с планами создания авиастроительного объединения «Антонов ОАК» создание объединенного предприятия «ТРВ Артем» сегодня считается одним из двух наиболее реальных украинско-российских проектов в сфере оборонного машиностроения.

Андрей Старостин

22 марта 2011 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua