Автотранспорт реформировали условно

автотранспорт.jpg

Подписанное Ю.Тимошенко постановление о создании Госадминистрации автотранспорта свидетельствует о неподготовленности реформы в отрасли и чревато конфликтами между чиновниками и автоперевозчиками.

Реформа системы Госуправления автомобильным транспортом, на первый взгляд, выглядит лишь как смена вывески. Возможно, для чиновников более престижно работать в госадминистрации, да и звучит более авторитетно, чем госдепартамент. И хотя, действительно, в новом законе «О Кабинете Министров» департаменты не предусмотрены, но с созданием автомобильной администрации правительство явно поспешило. Более того, у нового органа полномочий даже меньше, чем у предыдущего. Так у департамента были полномочия по управлению имуществом предприятий, учреждений и организаций. У администрации таких полномочий не предусмотрено. В целом же, положение об администрации почти полностью повторяет положение о департаменте.

Реформа началась еще 23 июля, когда Юлия Тимошенко подписала постановление №681 «Вопросы государственного управления в сфере автомобильного транспорта». Именно в нем было предусмотрено создание администрации. А самым ключевым для отрасли является п.2 этого постановления, в котором Кабмин согласился «с предложением Минтранссвязи о реорганизации Главной государственной инспекции на автомобильном транспорте путем ее присоединения к Государственной администрации автомобильного транспорта». В итоге в одном правительственном органе будут совмещаться функции госуправления и госконтроля. Глававтотрансинспекция была создана в сентябре 2004 года по примеру многих европейских стран. В силу украинской специфики она так и не стала полноценным и эффективным аналогом своих зарубежных собратьев, но это еще не дает оснований ее упразднять.

Причем если механизм создания аналогичной администрации на морском и речном транспорте выглядит вполне логично и последовательно, то об автомобилистах этого не скажешь. Напомним, что создание морской администрации предусматривалось решением СНБОУ от 16 мая и указом Президента от 20 мая о развитии Украины как морской державы. А соответствующий проект постановления КМУ был обнародован для обсуждения на сайте Минтранссвязи 12 августа, но еще не утвержден. А «автотранспортного» проекта постановления на министерском сайте обнаружить не удалось. Но при этом уже 3 сентября документ был подписан. Самое же странное, что автотранспортная администрация пока создана условно. Реальное же ее создание произойдет после внесения изменений в закон «Об автомобильном транспорте». Его нужно менять в части того, что в этом законе прописано наличие двух органов - управления (департамент) и контроля (инспекция).

Сам же проект закона «О внесении изменений в закон Украины «Об автомобильном транспорте» был обнародован на сайте Минтранссвязи только 16 сентября. Сложно даже представить, когда этот закон может быть принят в нынешней ситуации в Верховной Раде. Да и сложно понять, почему телегу поставили впереди лошади: теоретически можно было не торопиться, а дождаться принятия закона, чтобы произвести переименование департамента в администрацию.

В этой ситуации в странное положение попал депутат-«бютовец» Олег Радковский, еще весной зарегистрировавший законопроект, также предполагающий изменения в закон «Об автомобильном транспорте». Депутат предлагает лишить госпредприятие «Служба международных автоперевозок» (СМАП) функции контроля транспорта на границе и передать эти полномочия Госавтрансинспекции. В связи с этим штат инспекторов будет увеличен на 780 человек, а дополнительные расходы бюджета - на 40 млн. грн. Радковский очень настойчив в этом вопросе, и после того, как профильный комитет отправил ему законопроект на доработку, в июле вновь подал проект в новой редакции. Так что получается, что «бютовцы» предлагают два разных проекта изменений в один закон.

Как сообщил «k:» источник в Минтранссвязи, одна из причин попытки столь поспешно реформировать систему управления автотранспортом может состоять в кадровой коллизии. Дело в том, что в конце августа апелляцонный суд оставил в силе решение Окружного админсуда Киева от 25 марта о восстановлении в должности директора департамента автомобильного транспорта Сергея Доброхода. Он был уволен распоряжением КМУ 24 декабря 2007 года за нарушение присяги госслужащего.

Исполнение этого судебного решения означало бы, что нынешнего заместителя министра - директора департамента автотранспорта Леонида Сергиенко - пришлось бы переназначать, хотя бы просто заместителем министра без приставки «директор департамента». В нынешних условиях это непросто еще и потому, что у Леонида Григорьевича в Минтранссвязи есть коллеги-недоброжелатели. Если реформа будет реализована в ближайшее время, и автоадминистрация пусть условно, но создана, то и претензии Доброхода утратят актуальность. Поскольку структуры, из которой он был уволен, просто не будет.

Александр Арбузов

19 сентября 2008 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua