Авторынок пошел на торможение

Глобальный автопром может лишиться последней надежды на выход из кризиса - роста продаж автомобилей в странах БРИК (Бразилии, Индии, России и Китае). Август стал одним из самых неудачных месяцев в истории отрасли, и эксперты пока не понимают, восстановится ли она до конца года.

Вчера Китайская ассоциация автопроизводителей опубликовала данные о продажах легковых машин за август - они снизились на 6,24%. Это первое падение на китайском авторынке с 2005 года. Китай стал не единственной страной БРИК, показавшей в августе снижение продаж: в Индии оно составило 1,41%, в России - 0,15%. Продажи выросли только в Бразилии (на 4%). «Происходящее на авторынках стран БРИК вчера стало самой обсуждаемой новостью в автомобильном сообществе»,- говорит совладелец российского дилерского холдинга Genser Игорь Пономарев. Он назвал ситуацию «обвалом», указав на одновременное падение продаж автомобилей в Евросоюзе. По данным JD Power Automotive Forecasting, продажи в Западной Европе в августе упали 16%.

Падение продаж в странах БРИК означает, что глобальный автопром рискует остаться без последней возможности для выхода из общеотраслевого кризиса. Руководители крупнейших автоконцернов (GM, Ford, Chrysler, Toyota, Renault-Nissan и ряда других) не раз признавались, что испытывают проблемы со сбытом машин на традиционных рынках и потому надеются на развитие бизнеса в странах БРИК. Впрочем, вчера штаб-квартиры крупнейших автоконцернов на сообщение о снижении продаж в странах БРИК не отреагировали.

По словам господина Пономарева, дилерское сообщество «удивлено столь легкомысленным отношением автоконцернов к ситуации в странах БРИК». Снижение продаж автомобилей может продлиться до конца года, продолжает он, а это означает, что автоконцернам «придется разделить с дилерами часть финансовых потерь». Но никакого внимания этому вопросу не уделяется, добавляет Игорь Пономарев, приводя в пример компании, импортирующие автомобили в Россию (дочерние структуры западных автоконцернов), «у которых по большому счету даже маркетинга грамотного нет».

Среди причин падения продаж эксперты называют общее ухудшение экономической ситуации в мире, рост инфляции (в Китае - 12-летний максимум) и даже пекинскую Олимпиаду. По словам директора шанхайского подразделения сингапурской инвесткомпании CSM Asia Йель Чжана, Олимпиада «оттянула на себя внимание потребителей». Однако главная причина - общее ухудшение мировой экономики, констатирует господин Пономарев. «Грубо говоря, люди не знают, что им покупать: автомобили или спички с солью. Думаю, это проблема не только автоотрасли, и следует ожидать дальнейшего падения спроса на товары из Китая, в первую очередь со стороны США»,- полагает дилер.

В то же время ряд экспертов успокаивают рынок, заявляя, что снижение спроса на автомобили в крупнейших развивающихся странах является временным явлением. «Бразилия - это определенно главная площадка для мировой автомобильной промышленности. И это наглядно отражено в объеме инвестиций, которые она получает»,- говорит аналитик Global Insight Гвидо Вильдосо. По данным Anflavea, национальной ассоциации автомобилестроителей, в ближайшие четыре года объем инвестиций в отрасль составит $28 млрд. «Рост продаж на китайском авторынке может восстановиться уже в сентябре, когда автомобилестроители начнут предлагать новые модели и специальные акции»,- полагает Йель Чжан. По его мнению, в долгосрочной перспективе продажи в развивающихся странах будут расти, хотя и не такими темпами, как раньше.

Екатерина Ъ-Дударева, Дмитрий Ъ-Беликов

11 сентября 2008 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua